В статье "Экспедиция Твердохлебова. Голова на берегу Лабынкыра" я описал странный эпизод, произошедший на южном берегу озера Лабынкыр с группой Твердохлебова.
Перейдя по ссылке на первую статью, вы можете прочесть дневниковую запись Твердохлебова. Осыпь, по которой взбирались геологи его группы, после того как перешли ручей, помечена на этом фото красным крестиком.
Как вы можете видеть по фото, место ничем не примечательно. Это заросший хвойником обрыв, который подмыла река. На следующем фото я пометил цифрами современное положение реки Лабынкыр (1), её предыдущую старицу (2) и более древнюю (3).
Нетрудно видеть как река Лабынкыр двигалась с запада на восток. Если здесь, на южном берегу озера когда-то существовало поселение людей, то оно располагалось в долине, восточнее реки. Затем река вытеснила людей из долины, подрезав долину до самых обрывов. Видимо, людям пришлось уйти из этих мест.
Когда это было? Мы можем узнать это по скорости перемещения реки и по состоянию стариц. На движение реки Лабынкыр с востока на запад могли уйти столетия. А если больше? Если больше, то поселение древнее. Эту версию подкрепляет то, что в мифах озера не говорится ни о каком поселении людей на южном берегу. Тогда речь может идти и о тысячелетии.
Если эту статью прочтут геологи, которые подписаны и читают канал, они могут высказать предположения о времени, которое потребовалось реке, чтобы пройти долину с запада на восток.
Либо ... либо кому-то придётся вернуться к фантастическим гипотезам, которые я перечислил в первой статье.
Спасибо всем, кто поддержал лайками предыдущую публикацию. Она была посвящена подозрительной ноздре, которая находится в небольшом озерце, южнее цифр 1 и 2, и которая может вести в подземный водоем, предположительно существующий под Лабынкыром. А может быть подземным источником, например, термальным. Существовала ли эта "ноздря", когда здесь жили гипотетические люди, сказать не могу. Слишком много неизвестных.
Цель моих публикаций не ввести в заблуждение, а вытащить для анализа всё, что есть по Лабынкыру. Качественных фотографий очень мало. Зимних - нет совсем.
Лайк - это мотивация. Он означает, что мы продолжаем якутскую тему, ищем, думаем и анализируем. Спасибо за понимание 🙏