Найти тему
Хрустальный купол

Послевоенный И.В. Сталин – два взгляда на культуру

Позицию И.В. Сталина на отечественную культуру ни в коем случае нельзя оценивать односторонне и примитивно.

И.В. Сталин за работой
И.В. Сталин за работой

Вождь с помощью культуры и искусства решал практические задачи укрепления идеологической работы, нарабатывал штампы и стереотипы у народа. По воспоминаниям современников, в первую очередь К.М. Симонова, его подход к произведениям определялся главным образом, насколько оно способствует решению идеологических и внутриполитических задач. Примеров такого прагматического подхода достаточно много. Еще до войны культура и искусство использовались для закрепления новой идеологической схемы. Так, благодаря фильмам «Чапаев», «Щорс», «Лазо» в сознании населения была закреплена новая сталинская история гражданской войны. В годы войны, после возвращения к идеям патриотизма, кинематографом и писателями начинается пропаганда деятельности выдающихся дореволюционных полководцев А. Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова и др.

И.В. Сталин и в послевоенные годы подчеркивал свой прагматический подход к литературе и искусству. Отбирались произведения, способствовавшие решению идеологических задач. Если их не было, представители творческой интеллигенции получали специальные заказы.

В то же время Сталин не замыкался только на вспомогательной роли культуры. Несмотря на свою высокую занятость, он пристально следил за развитием литературы, кинематографа, других сфер культуры. По существующему порядку, например, все художественные кинофильмы могли выйти на большой экран лишь после того, как их посмотрит и одобрит вождь. Сталин читал практически все новые художественные произведения, выпускаемые издательствами страны.

И далеко не всегда его оценка совпадала с текущими идеологическими установками. Особенно это касалось сферы литературы. Так, например, он высоко оценил повесть Э. Казакевича «Звезда», посвященной походу в тыл врага группы разведчиков. Произведение, хотя и пропитано идеями патриотизма, однако в своей основе трагичное. И, тем не менее, повесть была удостоена сталинской (государственной) премии. В то же время М. Исаковский был подвергнут критике за стихотворение «Враги сожгли родную хату». Такое противоречие проистекает из-за того, что в послевоенные годы формируется двойственный подход Сталина к культуре. Одна культура – массовая – предназначена для широких слоев населения. Она должна содействовать пропагандистской машине формированию нужного режиму менталитета. Другая культура – для избранных может носить более объективный характер. Поэтому повесть Казакевича, имевшую меньшее хождение, была выделена И.В. Сталиным, а стихотворение Исаковского, ставшее известным благодаря тому, что оно легло в основу песни, осуждено.

Расслоение взглядов И.В. Сталина можно объяснить как расхождением взглядов вождя на культуру с официальными установками, находящими выход в такой специфической форме, так и наличием фактически двух идеологий в послевоенное время – коммунистической и имперской. В массовой культуре преобладание имела первая. Однако Сталин склонялся ко второй, что подразумевало известную департизацию. Но открыто провозглашать это он, несмотря на его неограниченную власть, не решился – чересчур сильным был бы поворот. Поэтому в идеологической сфере происходит причудливое переплетение коммунистической и державно-патриотических теорий.