В фильме Алексея Германа младшего история героя-правдоруба удивительно смешивается с выдумкой и лукавством автора. Хотя лучше бы снимать кино про «жизнь не по лжи» более достоверно. Но во многом вышло круто. Интересная драма о маргинализации протеста.
Каннское кино Алексея Германа младшего – экзистенциальная драма с понятной актуальной общественно-политической фактурой. История героя, которому «больше всех надо», без гангстерской гиперболизации и пламенного пафоса «Дурака», без кафкианской безысходности, почти без чернухи. Уже хорошо. В целом кино неплохое, но могло быть лучше. Не очень красиво, когда фильм о жизни не по лжи сам снят с долей лукавства.
Фильм Алексея Германа мл. по его же сценарию участвовал в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Ничего, правда, не получил (в программе победил отличный фильм «Разжимая кулаки»).
Первая минута, на которой говорят о домашнем сидении с браслетами преподавателей Ольги и Давида (Мераб Нинидзе) по делу о присвоении гранта на научную конференции, отсылает к истории студии Серебренникова. Далее фактура в том же духе.
При адвокате Анне (Анна Михалкова) Давид поясняет, что его преследуют за пост в соцсети, обличающий мэра в мутных делишках на стройке памятника Петру I. Якобы глава так мстит принципиальному интеллигенту.
В кадре немного локаций: в доме и во дворе. Весь фильм – домашнее сидение Давида, подготовка к суду, встречи с адвокатом, матерью (Роза Хайруллина), следователем (Александр Паль), бывшей женой Катей (Анастасия Мельникова), врачом (Светлана Ходченкова), студентами, соседями, пикетчиками и прочими представителями социума.
Клюква для Европы
Поддерживают Давида адвокат (сначала чисто по работе) да студенты, приходящие пожечь костер во дворе и поорать песни Шевчука. Остальные уговаривают признаться и жить спокойно, с условкой.
В это время обиженный глава врубает админ-ресурс. Это самое слабое место. Показывая давление на Давида, режиссер позволяет себе лукавство, которое (особенно в контексте участия в главном фестивале Европы) не лучше воровства. Снова клюква для европейского зрителя.
Молчание СМИ и соцсетей о проблеме Давида – нелепо. Конечно, все не так. В реальности о таком бы писали во всей стране. Толку могло не быть, но писали бы, факт. Ночное проникновение в квартиру – перебор, если глава не совсем уж гопник. Слова врача о запрете процедур совсем за гранью. Как и отключение воды в доме. Да и пикет якобы возмущенных граждан под окнами слишком уж неправдоподобный.
Странно, что именитый автор не потрудился снять правдиво. Особенно когда кино про честность. За такое лукавство оценку нужно сразу срезать 1-2 балла. И это еще весьма толерантно. Не надо говорить, что все могло быть, что бывает похлеще. Реалистичная соцдрама – не про теорию относительности, а про типичное. Исключения должны быть оправданными и выглядеть исключениями, а не рядовой социалкой.
Европейским зрителям трудно: Россия, которую они часто видят на своих фестивалях, отличается от реальной. В советские времена им показывали отлакированную страну, сегодня – наоборот. Смотришь этот фильм и порой забываешь, что он про Россию. На иранское кино похоже.
Драма «упоротого человека»
Если отбросить клюкву, фильм занимательный. Далеко не памфлет, а сбалансированная смесь социальной и экзистенциальной драм. В классике были драмы «лишнего», «маленького человека». Тут рождается нечто вроде драмы «упоротого человека». В общем-то, актуально.
«Дело» – история говорящего с телевизором человека, который произносит правильные вещи, но делает это так, что слушать не хочется.
Избалованный, эгоцентричный, самовлюбленный акцентуированный герой, витает в облаках и не замечает, как от его выкрутасов тяжело жене, дочери, соседям, студентам, проходящей по его делу коллеге Ольге...
Давид настолько уперт в «неполживости», что ради победы над мэром готов подвести под статью своих близких. Пусть глава неправ. Но каков Давид? Разве этот человек, озабоченный общественным достоинством, сам может считаться достойным? Нет. Ближе к финалу он это отчасти осознает. Жаль, что не в полной мере.
Сомневаюсь даже, что Давид хороший педагог. В вузах, кстати, такие персонажи, не редкость. Не знаю, где как, но в моем Екатеринбурге таких активных экзальтированных демагогов-доцентов немало.
Нет ничего дурного в публичной активности. Но посмотрите на Давида. Он голословно уличает оппонента, да еще грубит. Адвокат справедливо советует ему не переводить стрелки на заговор режима ради самооправдания (распространенная привычка борцов за все хорошее в России). Следователь верно уличает его в демагогии. Жена напоминает странички из прошлого и обвиняет в лицемерии.
При этом Давид малоприятен как собеседник, напичкан агитпропом из Фейсбука, через слово твердит о парламентской республике, о желании измерять жизнь прямо по Конституции (которую вряд ли внимательно читал). Не страдает от скромности, сравнивая себя с Мандельштамом. При этом живет в перманентном бардаке и не слезает со стакана.
Он разводит конспирологию в диссидентском стиле: «Хотел еще французов и немцев пригласить, но не дали, по какой-то причине, видимо». Не ходит в соседний супермаркет из-за несогласия с рекламой. Использует слово «колхозники» как ругательство и даже разговор с соседкой о протекающей трубе сводит к мэру: иди и ему жалуйся.
Маргинализация протеста
При всей своей аморальности и оторванности от реальности Давид во многом прав. И режиссер, логично, на его стороне, как и зритель. Каков вывод? Борьба за правду – все-таки правильная штука.
Тот факт, что ряды правдорубов часто состоят из неоднозначных персонажей, фриков, говорит о серьезной проблеме общества, связанной с маргинализацией протеста (это касается и политической активности).
Если бы запрос на честность и законность стал мейнстримом, мы бы и не обратили внимания на таких, как этот Давид или на недавнюю сокуровскую демагогию на заседании СПЧ. Но сегодня часто только таким вот есть дело до проблем, которые большинство предпочитает не замечать. И порой те, кому есть дело, получают дело. Такой каламбур.
Вот и выходит, что фильм Алексея Германа мл., при всех минусах, отмеченных выше, сегодня можно считать одной из самых глубоких и актуальных социальных драм в российском кино.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!