Разбираясь в обычаях и устоях староверов-отшельников Лыковых я часто встречала различные запреты, необычные на наш современный взгляд. В конце концов я решила собрать их воедино, посвятив этому отдельную статью. Исходя из воспоминаний Агафьи и Карпа Осиповича, по которым я писала свои Сказы рода Лыковых, многие запреты семья привезла с собой еще со времен их исхода (ссылки на статьи я, как обычно, дам в конце рассказа). Таков был, например, запрет на картошку.
Другие запреты появились уже, насколько я поняла, в самом семействе староверов. И к ним можно отнести как запреты на вещи из "большого мира", так и совершенно необъяснимые, такие как запрет на баню. В свое время я много писала об этой самой бане, но четкого ответа на вопрос, почему старик Лыков отказался от нее так и не нашла. Что любопытно - собирая материалы для статей, я нашла информацию, что во время поминания усопшего у староверов обязательно посещение бани. Так что запрет Лыкова совершенно непонятен. Были предположения, что сразу после исхода он боялся привлечь посторонних видом и запахом дыма, но с другой стороны печь в избушке они ведь все равно топили. Сейчас, как мы знаем, строители от Олега Дерипаски построили Агафье не только новый дом, но и новую баню.
С запретами на "мирские" вещи тоже все неоднозначно. Запрет на фото можно понять - Лыковы считали, что через фотоизображения можно добраться до души и поэтому отказывались от фото и видеосъемки. Однако сейчас Агафья Карповна спокойно снимается и даже соглашается на видео интервью. Получается, что запрет не имел под собой каких-то серьезных религиозных оснований.
Был еще запрет на таблетки, который как раз легко объяснить. Карп Осипович считал, что только Господь знает, кому и сколько отпущено на роду и вмешиваться в дела Господни - большой грех. Именно поэтому Лыков отказался от помощи геологов в исцелении Дмитрия, ответив, что на все воля Божья. (Хотя на мой взгляд это абсолютно недопустимо)
Совершенно необъясним на мой взгляд запрет на оплакивание умерших, с которым я столкнулась, читая книгу В. Татаровой. Агафья Карповна, рассказывая писательнице об уходе Дмитрия, поделилась с ней, как хотелось ей заплакать в голос, увидев тело брата, и как суровый взгляд отца категорически запретил ей это делать. Объяснение запрета то же самое, что и с лечением - восстать против Божьей воли - тяжкий грех.
Вопрос же о мирских вещах крайне любопытен и запрет на них абсолютно непонятен. Почему лопаты, ружья, посуда и прочее использовать можно, а, например, спички нельзя. Объяснение насчет штрих-кода не выдерживает никакой критики - эти "печати антихриста" (как их называли Лыковы) сейчас есть абсолютно на всех товарах, в том числе и на тех, что отшельники принимали в дар. И почему, если закрасить злополучные полоски черным маркером, вещи уже можно использовать? Они перестают быть запретными?
"Печатью антихриста", как и "числом дьявола" (я так понимаю, что это серийный номер) объясняется и отказ от паспорта и прочих документов. Но тогда возникает вопрос: а на деньгах серийные номера дьявольскими не считаются? Кстати, на сотовый телефон и падающие с неба части ракетоносителя после запусков запрет почему-то тоже не распространяется.
В целом ощущение возникает такое, что большая часть запретов семьи отшельников просто придумана ими самими и к действительным религиозным табу никакого отношения не имеют. Я знаю, что мои статьи читают и люди, знакомые со старообрядцами, поэтому буду очень рада, если вы поделитесь в комментариях, что вы знаете или думаете по этому вопросу. А тех, кто впервые заглянул на мой канал, приглашаю подписаться на него, чтобы и дальше разбираться с различными занятными историями. А ссылки на упоминавшиеся в рассказе статьи можно найти здесь:
О запрете на картошку
О мирских вещах и о бане
О штрих-кодах, как печати антихриста