Найти тему
Арий, начало

Противодействие биотерроризму: стратегия национального здравоохранения

Биотерроризм
№3 (21) Май-июнь 2002 г.
Биотерроризм №3 (21) Май-июнь 2002 г.

Противодействие биотерроризму: стратегия национального здравоохранения

Г.Г. Онищенко
Минздрав России, Москва

Террористические акты заставили мир более пристально и серьезно взглянуть на проблему обеспечения безопасности населения. События с рассылкой писем, содержащих возбудителя сибирской язвы, подтвердили подозрения о возможности применения террористами оружия массового поражения, в данном случае биологического.

Конвенцией "О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении" запрещено производство и использование бактериологического (биологического) оружия.

До последнего времени эта Конвенция соблюдалась всеми государствами. Однако относительная доступность биологических агентов (особенно природных возбудителей инфекционных заболеваний), их низкая стоимость, легкость применения и массовость поражения, а также тяжесть последствий и трудности выявления исполнителя делают их крайне привлекательными для использования в качестве биологического оружия.

Классические биологические агенты (БА) и средства их применения рассматриваются на основе 3 технологических категорий, с учетом целей террористического применения и типов действующих террористических групп по 10 тактическим параметрам. Низкотехнологичные БА вносятся в пищу или в воду, вызывая пищевое отравление.

Высокотехнологичные БА могут применяться для заражения более крупных площадей. При этом БА, как правило, находятся в аэрозольной форме.

БА на основе микробиологических технологий - это, например, искусственно модифицированные бактерии, резистентные к действию любых известных антибиотиков, или вирусы, более устойчивые к факторам окружающей среды.

Развитие молекулярной биологии, микробиологии, генной инженерии и др. позволяет получать для нужд здравоохранения, сельского хозяйства, пищевой промышленности новые виды биологических агентов.

Однако эти же достижения можно использовать в антигуманных целях, применив полученные биологические агенты в качестве новейших видов биологического оружия.

Эффективность мероприятий по защите от террористического применения опасных патогенов и минимизация ущерба определяется, в первую очередь, своевременностью вакцинации значительных контингентов населения и готовностью медицинской службы к осуществлению лечебных и санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге поражения.

Однако существующая в России система биологической защиты не в состоянии в полной мере обеспечить проведение противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях, в том числе при противодействии биологическому терроризму. Выходом из сложившейся ситуации является опережающее развитие биотехнологий. До начала 90-х годов их создание было одной из приоритетных отраслей. Однако сегодня мы потеряли свои позиции в этой сфере и ее необходимо развивать ускоренными темпами.

Кроме биотерроризма к основным источникам биологической опасности можно отнести:

  • природные и генетически модифицированные возбудители инфекционных заболеваний, в первую очередь, природно-очаговых, "возникающих" и "вновь возникающих";
  • неконтролируемый трансграничный перенос и интродукция чужеродных видов, включая генно-модифицированные организмы и корма, полученные на их основе;
  • неконтролируемая генно-инженерная деятельность и генотерапия;
  • техногенная деятельность;
  • неконтролируемое клонирование человека и животных.

К основным направлениям борьбы с биологической опасностью относятся:

1. Разработка законодательной базы обеспечения биологической безопасности. 2. Развитие научно-технического потенциала по разработке средств и методов диагностики и защиты, в том числе производство антибиотиков, иммунобиологических и генно-инженерных препаратов.

При этом ключевыми направлениями научно-исследовательской работы являются следующие:

  • обоснование перечня биологических агентов, которые могут быть использованы для биотерроризма;
  • моделирование ситуаций, вызванных актами биотерроризма, и разработка системы мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • обоснование путей получения биологических материалов и мер предупреждения их возможного незаконного применения;
  • разработка новых и усовершенствование существующих средств и методов специфической и неспецифической индикации, позволяющих определить характеристики примененного БА в минимально короткие сроки и с высокой вероятностью;
  • разработка новых и усовершенствование существующих средств профилактики и лечения.

3. Целевое финансирование научных работ, связанных с обеспечением биологической безопасности, охранных подразделений научно-исследовательских институтов и организаций.

4. Усиление мер по обеспечению охраны водозаборных, водопроводных и канализационных сооружений, предприятий по производству продуктов питания.

5. Усиление контроля за хранением и расходованием биологических препаратов.

В настоящее время в стране в целях обеспечения биологической безопасности предприятий принят ряд мер. Одной из наиболее важных является принятие Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности".

В целях противодействия биологическому и химическому терроризму и во исполнение решения Федеральной антитеррористической комиссии Минздравом России, совместно с ФСБ России, Минобороны России, МВД России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами приняты следующие меры:

  • 16 февраля 1999 года Федеральной антитеррористической комиссией разработана и одобрена Концепция антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и здоровья населения;
  • образована межведомственная рабочая группа по вопросам защиты населения, сельскохозяйственных животных и растений от возможного применения террористами биологических, химических и иных средств массового поражения, а также борьбы с незаконным оборотом потенциально опасных веществ и материалов;
  • созданы Федеральный межведомственный центр подготовки специалистов, испытания средств и методов идентификации возбудителей особо опасных инфекций на базе Волгоградского научно-исследовательского противочумного института, а также Центр специальной лабораторной диагностики и лечения на базе Вирусологического центра научно-исследовательского института микробиологии Минобороны России;
  • в целях развития научно-биотехнологического потенциала, необходимого для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны, Правительством Российской Федерации 02 июля 1999 года утверждена разработанная Минздравом России Федеральная целевая программа "Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999-2005 годах".

Принят ряд документов. Однако несмотря на принимаемые меры, положение с обеспечением биологической безопасности нельзя признать удовлетворительным.

Отсутствует достаточная правовая база, регулирующая отношения в этой области, прежде всего Федеральный закон "О биологической безопасности".

Имеющаяся в настоящее время материально-техническая база специализированных медицинских учреждений и научных организаций основывается на созданных в конце 80-х - начале 90-х годов средствах индикации, диагностических и лечебно-профилактических препаратах, дезинфектантах, которые не соответствуют современным критериям чувствительности, скорости действия и эффективности. Отсутствуют автоматические средства обнаружения биологических агентов в окружающей среде, в местах наиболее вероятного совершения терактов (метро, вокзалы и аэропорты). Практически нет федеральных запасов вакцин, иммунобиологических препаратов и антибиотиков. Научные исследования по разработке и организации выпуска высокоэффективных средств диагностики, профилактики, лечения и дезинфекции особо опасных инфекций практически не финансируются.

Имеются серьезные проблемы в обеспечении физической безопасности биологически опасных объектов. Ответственность администрации и должностных лиц по выполнению обязанностей, связанных с обеспечением безопасности этих объектов, снижена. Наблюдается тенденция уклонения руководителей от решения сложных, требующих финансовых затрат проблем.

Охрана биологически опасных объектов имеет крайне важное значение, так как, по данным ряда министерств и ведомств, основными каналами поступления в незаконный оборот особо опасных биологических веществ и патогенных микроорганизмов могут являться:

  • военно-биологические и промышленные объекты по разработке и производству средств защиты от биологического оружия;
  • объекты по хранению запасов и образцов средств защиты от биологического оружия;
  • научно-исследовательские и промышленные объекты, выпускающие и использующие в производственном цикле особо опасные биологические вещества и патогенные микроорганизмы;
  • специалисты-биологи, незаконно синтезирующие особо опасные биологически активные вещества и патогенные микроорганизмы по заказу криминальных структур террористической направленности;
  • незаконный ввоз в страну особо опасных биологических веществ и патогенных микроорганизмов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Перечисленные проблемы вызывают крайнюю озабоченность возможностью обеспечения биологической безопасности страны. Осознавая важность обеспечения биологической безопасности как составной части национальной безопасности, необходимо:

  • принять Федеральный закон "О биологической безопасности", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении";
  • внести изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность за биотерроризм с использованием генно-инженерных модифицированных организмов;
  • обеспечить развитие и существенное увеличение государственной поддержки приоритетов фундаментальной науки, в первую очередь, тех лабораторий, которые способны прогнозировать развитие ситуации в области генной, клеточной и белковой инженерии, вести поиск эффективных способов защиты человека и животных от новых видов биологического оружия, обеспечивая их идентификацию и биологические характеристики;
  • ускорить реализацию Национального плана действий по гигиене окружающей среды;
  • активизировать международное сотрудничество в области биобезопасности, гармонизацию российского правового поля проблем биобезопасности с международными аналогами;
  • провести оценку отечественного биологического потенциала в стране и внести предложения по его реструктуризации;
  • обеспечить государственную санитарно-эпидемиологическую службу материально-финансовыми ресурсами;
  • наладить производство и оснастить центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с имеющимися потребностями, в первую очередь, портативными автоматическими средствами контроля состояния окружающей среды;
  • обеспечить финансирование программ и мероприятий по обеспечению биологической безопасности;
  • разработать и создать автоматизированные системы средств обнаружения и контроля содержания потенциальных биотеррористических агентов в окружающей среде;
  • разработать методики оценки источников, характера и тенденций развития микробиологических угроз, а также оценки уязвимости биологических объектов;
  • пересмотреть в сторону ужесточения правила доступа на биологические объекты, работающие с опасными биологическими агентами и токсинами, и обеспечить физическую защиту этих объектов;
  • организовать подготовку специалистов по новым направлениям биологии и биотехнологии в интересах национальной безопасности.

© Г.Г. Онищенко, 2002