Найти в Дзене

Изменения в обеспечении заявок с 1 января 2022 г. (Закон № 44-ФЗ)

Анна Мокренко, ведущий экономист Экспертного центра Института госзакупок
Анна Мокренко, ведущий экономист Экспертного центра Института госзакупок

В настоящее время в соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -
Закон № 44-ФЗ), Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн рублей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 № 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах» (далее – Постановление № 439) данный порог установлен на уровне 1 млн рублей.

Размер обеспечения заявки в соответствии с ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ необходимо установить:

1) 0,5–1% (при Н(М)ЦК до 20 млн руб.);

2) 0,5–5% (при Н(М)ЦК более 20 млн руб.).

В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 Закона № 44-ФЗ, участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и Н(М)ЦК составляет более 20 млн рублей, размер обеспечения заявки не может превышать два процента Н(М)ЦК (ч. 17 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Обеспечение заявки может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа осуществляется участником закупки.

Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в закупке, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона № 44-ФЗ. Срок действия гарантии должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

С 1 января 2022 года при проведении конкурентных способов (в том числе, при проведении запроса котировок) заказчики обязаны будут установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Право не устанавливать такое требование в случае, если Н(М)ЦК не превышает 1 млн рублей установили непосредственно в законе, в то время как раньше данный вопрос урегулирован не был.

Постановление № 439, регламентирующее в настоящее время обязательное установление требования об обеспечении заявки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн рублей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2021 № 1736 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» будет признано утратившим силу с 1 января 2022 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Закона № 44-ФЗ (в ред. Закона № 360-ФЗ) размер обеспечения заявки необходимо будет устанавливать в размерах:

1) от 0,5% до 1% в случае, если Н(М)ЦК не превышает 20 млн рублей;

2) от 0,5% до 5% в случае, если Н(М)ЦК превышает 20 млн рублей.

Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов должны будут предоставлять обеспечение заявки (в случае установления заказчиком такого требования) в размере одной второй процента Н(М)ЦК. Такая категория участников будет предоставлять минимальный размер обеспечения даже при участии в процедурах, в которых предоставление преимуществ в соответствии со статьями 28-29 Закона № 44-ФЗ не предусмотрено.

В соответствии с новой редакцией закона государственные и муниципальные учреждения освобождены от обязанности предоставлять обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

В соответствии с ч. 4 ст. 44 Закона № 44-ФЗ (в ред. Закона № 360-ФЗ) обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона № 44-ФЗ. Выбор способа обеспечения также осуществляется участником закупки самостоятельно, а вот срок действия такой независимой гарантии должен будет составлять не менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Автор статьи: Анна Мокренко, ведущий экономист Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 12 (88), декабрь 2021 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: