В связи с внесением с 31 августа 2021 года изменений в постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, обязывающих заказчиков применять механизм ограничения допуска во всех случаях закупки радиоэлектронной продукции, попавшей под действие постановления, за исключением случая получения разрешения Минпромторга России на закупку продукции иностранного происхождения (которое, на день подготовки настоящей статьи к публикации получить невозможно ввиду отсутствия порядка выдачи таких разрешений), встал вопрос о применении заказчиками положений п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Напомним, что п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчиков при составлении описания объекта закупки использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые касаются технических характеристик закупаемой продукции, если такие показатели, требования, условные обозначения и терминология предусмотрены документами национальной системы стандартизации (к которым, в частности, относятся ГОСТы). Если заказчиком не используются указанные показатели, требования, условные обозначения и терминология, заказчик обязан привести обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в документации о закупке.
Применение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ особенно актуально при осуществлении закупок медицинских изделий, которые одновременно относятся к категории радиоэлектронной продукций, попавшей под действие КТРУ и постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. Для некоторых из таких медицинских изделий ГОСТами установлена необходимость в техническом задании указывать требования из названных ГОСТов. Получается, что, с одной стороны, заказчик, применяя положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, обязан установить в описании объекта закупки требования из конкретного ГОСТа, а, с другой стороны, не может этого сделать, если такое требование будет относиться к дополнительному требованию, не предусмотренному КТРУ (при применении заказчиком норм постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878). Как же быть? Насколько применение ГОСТов является обязательным в указанном случае?
Ответ содержится в ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», согласно которой документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчиков покупать продукцию, полностью соответствующую тому или иному ГОСТу. В противном бы случае, заказчик никогда не мог бы купить продукцию, изготовленную по ТУ конкретного производителя при наличии ГОСТа.
Суть нормы п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заключается не в том, чтобы обязать заказчика закупать продукцию соответствующую конкретному ГОСТ, а в том, что при самостоятельном установлении требований к такой продукции заказчик обязан руководствоваться положениями ГОСТ (при его наличии), чтобы не допускать возможности устанавливать требования, соответствующие конкретному производителю. Если же законодательством установлен запрет на установление каких-либо требований (при применении заказчиком КТРУ и постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования в силу запрета, установленного постановлением Правительства РФ от 08.02.20217 № 145), то положения ГОСТов не применяются.
Автор статьи: Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 12 (88), декабрь 2021 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: