Найти тему
Авто Энциклопедия

«Зажигательный» бгоневичок для пламенных речей. Бронеавтомобиль Ульянова-Ленина

В отличие от Уинстона Черчилля и прочих лидеров западного мира, выезжавшими к электорату на «гражданских» автомобилях, «враг мирового капитала №1» В. И. Ленин ох как заботился о личной безопасности! Поэтому свои пламенные речи про буржуев и Декрете о земле в апреле 1917 г. он толкал с бронированной машины «Остин-Путиловец». Причем только-только вернувшись из сытой эмиграции. Боевая единица была разработана на базе английского грузовика еще до Гражданской войны, и на Путиловском заводе предполагалось выпустить 60 таких бгоневичков для боевых действий во время Первой мировой войны. Однако выйти на оперативный простор им не удалось, да и количество 100-процентно оснащенных автомобилей составило лишь половину от запланированного.

-2

Технические характеристики

Боевой вес «Остин-Путиловцев» превышал 5 т, но 50-сильный бензиновый двигатель позволял ему преодолевать планку скорости в 60км/ч. Правда, только на дороге с твердым покрытием, ибо на грунтовкахих проходимость оценивалась как удовлетворительная.Зато запас хода машины с дополнительным баком составлял 200 км, а пара станковых пулеметов «Максим» могла «строчить» без перерыва как минимум 5 минут. Как-никак, боевой запас составлял 4 000 патронов! Эти и другие характеристики предопределили основное назначение броневиков –поддержка автопулеметных взводов.

-3

Броневая и прочая защита

В плане надежности эксплуатации «Остин-Путиловцы»сравнению с зарубежными аналогами были равными, а по уровню пулестойкости давали им фору. Уже хотя бы потому, что экипаж из 5 человек защищали наклонно установленные бронелисты из ижорской стали толщиной в 8 мм. Смотровые щели – максимально узкие и прикрывающиеся специальными заслонками. Такая «оснастка» позволяла пассажирам боевой машины не бояться остроконечных пуль, летящих с любой дистанции. И даже внутреннее пространство не давало поводов для беспокойства: чтобы осколки от брони не наносили ранения, корпус внутри оклеивали войлоком либо сукном.

Не менее важная особенность: на «Остин-Путиловцах» стояли сверхпрочные по тем временам шины, внутри которых имелась эластичная масса – при проколе она автоматически затягивала дефекты. Наконец, отсутствие надколесных крыльев предопределялось тем фактом, что они лишь снижали маневренность и создавали помехи в бою.

-4

Где применялись

Путиловские бронемашины активно участвовали в Брусиловском прорыве и обороне Двинска. После революции почти все они достались РККА, однако несколько единиц попали к белогвардейцам. Не обделенными оказались и немцы: трофейные русские «Остины» использовались в Германии конца 20-х годов для разгона демонстрантов. Однако и это еще не все! Четыре броневика, захваченных эстонскими повстанцами, регулярно применялись в боях против Красной армии. Они же оказались и самыми долгоживущими, так как только в 1940-м были реквизированы командованием РККА.

-5

Музейные перипетии

На каком из «Остин-Путиловцев» выступал в 1917 году Ульянов-Ленин, уже неизвестно. Реставрированный экземпляр, установленный в 1940-м на постаменте у Ленинского музея, был обнаружен лишь в 1939-м. И позднее выяснилось, что заниматься политической агитацией «лидер Октября» с него не мог – машина оказалась собранной только в августе 1919 года. А когда музей вождя расформировали, бронеавтомобиль стал одной из многочисленных единиц экспозиций Военно-исторического музея артиллерии.