В конце 50-хжители малюсенькой украинской деревеньки заметили гостей из Москвы, выходивших из подозрительных машин без эмблем. Подозрительных еще и потому, что они очень походили на американские внедорожники Willys. С учетом повальной пропаганды против капстран и «холодной войны» в самом разгаре, бдительные граждане отправили «сигнал» в райцентр. Оказалось, что никакими «шпиёнами» тут и не пахло, а автомобили оказались пробными бразцамиотечественного Москвич-415.
Хрущевский «колхозинг»
По иронии судьбы модель с полным приводом как раз и предназначалась жителям советской глубинки, то есть преимущественно колхозникам. Однако и городские любители рыбалки и охоты наверняка бы не отказались от такого «Виллиса». Выпускавшиеся на тот момент внедорожники мало подходили для целей такой категории потребителей.
Причина №1. Неприхотливый ГАЗ-569 даже при постепенном наращивании производства «частникам» не продавался – он поставлялся только в народное хозяйство и армию. Вдобавок он был излишне тяжел и «жрал» много горючего.
Причина №2. ГАЗ-М72 «Победа» для сельчан были слишком дорогими наравне с Москвич-410. И при всем их комфорте практичными их не назовешь, так как тушу кабана или мешок картошки в салон не поместишь. А если и получится, то потом замучаешься вычищать в таком седане сиденья и пол.
То есть легковому авто для села нужна была короткая база, небольшие свесы и вместительный багажник. А поскольку на одном из совещаний советского автопрома прозвучала фраза Хрущева о необходимости создания машины для колхозника, ее восприняли как толчок к действиям.
Что показали испытания
На проектирование «415-го» ушло два года, ибо конструкторы рассматривали свыше десятка вариантов. Однако в целях экономии времени опытные образцы собирали… без чертежей. И они действительно походили на американские Willys, от влияния которых не ушел ни «Лэнд Ровер», ни «Фиат».
Полевые испытания Москвич-415 проводили в 1959 году в два этапа. Самые удачные прототипыпрошли 14 000 км по асфальту и булыжнику, городским улицам и проселочным дорогам. Машины безжалостно загоняли в непроходимые топи, куда даже сейчас даже владельцы неподготовленных «вездеходов» вряд ли посмеют сунуться.
ПРИМЕЧАНИЕ. Для новой модели принципиальными были два вида испытаний, преодоление 60-сантиметрового брода и 30-градусный подъем. Поэтому 45-сильный двигатель работал с предельной нагрузкой, страдая от пыли и грязи. Сцеплению тоже приходилось нелегко, вдобавок из-за низкой эффективности амортизаторов ломались рессоры. Впрочем, эти поломки объяснялись не только «сыростью» конструкции, но и низким качеством деталей и комплектующих.
При этом полноприводники не только продемонстрировали прекрасную проходимость, но и доказали экономичность: в городе они потребляли почти 15л/100 км, на проселочных дорогах – до 19 л; а если ехать по ровной дороге, то потребление снижалось до 11 л.
«Оттепель», но проект закрыт. До рождения «Нивы» – 15 лет…
Было понятно, что внедорожные седаны явно нуждаются в усилении рамы и кузова. И на МЗМА в 1959-1960 гг. велась активная доработка, но судьба «колхозной» модели была уже предрешена. Стране даже «оттепельного» периода важнее были танки и самолеты, строительство ускоренными темпами, помощь «собратьям» по соцлагерю… В такой ситуация кампания «народное авто для сельчан» не могла быть приоритетной. И даже при том, что Московский завод массовых автомобилей приносил СССР немало валюты за счет весьма неплохого экспорта Москвич-407 (!), новый проект лишился финансирования и умер.