Обзор на предыдущую серию здесь. На очереди — рассказ «Ведьмак». Это первая история о Геральте, в которой писатель представляет нам своего героя и знакомит с миром, в котором тот живет.
Наш Белый Волк прибывает в столицу Темерии Вызиму по объявлению, приколоченному на перекрестке: «Прямо пойдешь — к Йеннифер попадешь, направо пойдешь — неприятности найдешь, налево пойдешь — они тебя сами найдут». Так и выходит. Сначала в трактире, где Геральт собирается переночевать, к нему пристают очередные камикадзе. В рассказе он их просто раздражал, в сериале они еще решили его и ограбить. Уставший ведьмак решает не тратить время и ровненько шинкует всех троих. В корчму прибегает стража, начинает тыкать в него мечами, но Геральт применяет знак и сам велит проводить его к мэру.
Если вам кажется, что вы уже видели и этот трактир, и этот дворец, и даже город, не верьте своим глазам — это все совершенно разные места!
Геральт приходит к градоправителю Велераду и показывает бумажку, которую сорвал на доске заказов: «Расколдовать упырицу недорого, три тысячи червонцев». Велерад рассказывает драматическую предысторию. Мол, молодой король Фольтест влюбился в собственную сестру Адду еще до того, как это стало мейнстримом (привет, «Игра престолов»). Девушка не возражала, а биологию и историю королевские дети не учили. И зря. Поэтому принцесса родила однажды в ночь не то сына, не то дочь. На самом деле Адда родила девочку, но одна акушерка, посмотрев на дитя, тут же вышла в окно, а вторая свихнулась. Принцесса и ребенок не пережили родов, обеих и похоронили в королевском склепе. Через семь лет Адда номер два выползла из могилы и принялась прореживать городское население.
Мэр объясняет и главную загвоздку. Фольтест хочет не убить дочь-стрыгу, а расколдовать ее, как один отшельник посоветовал и тогда же сгинул. Желающие снять чары обратно уже не возвращаются, а два ведьмака, предшественника Геральта, тоже не справились. Один погиб, другой увидел зубастую принцессу воочию и смылся.
Велерад предлагает нашему Геральту договор. Мол, тот возьмет заказ, прибьет чудище, а королю скажет, что это был несчастный случай на производстве. Фольтест, конечно, осерчает, но заинтересованные люди ведьмаку все равно заплатят. Геральт не отвергает такой вариант, но желает немедленно встретиться с самим королем.
В сериале ведьмак после беседы с мэром сразу осматривает склеп в сопровождении стражи, вытаскивает из саркофага детскую куклу, демонстративно хочет ее сжечь и слышит душераздирающий вопль в ночи. И уже после такой рекогносцировки идет на аудиенцию к Фольтесту.
Но это мелкое отступление от оригинала не идет ни в какое сравнение с американской версией этой истории, которая терзает фанатское сердце как стрыга очередную жертву. Тон задает знаменитая оговорка Геральта-Кэвилла: «Где тут ваша Темерия?». Ну это все равно как спросить, где тут ваша Россия. Да, сценаристы банально перепутали страну с ее столицей, вопрос должен был звучать так: «Где тут ваша Вызима?». Хотя и он довольно странный, Вызима — крупный город в немаленьком таком королевстве. Дальше — больше.
На ровном месте возникает детектив и половину серии Геральт выясняет то, что в оригинале и так знала вся столица — у Фольтеста была связь с сестрой. Если учесть, что он ее не скрывал и даже намеревался жениться на сестричке, то вся это возня от Netflix не стоит и выеденного яйца. Под ногами путаются какие-то шахтеры в полупустой Вызиме, которые собираются поднять бунт против короля из-за его дочки-монстра. Впрочем, там в принципе творится полная дичь: Фольтест почему-то хочет выпроводить Геральта из страны, как будто и не давал никаких объявлений, и его провожают до границы (Вызимы? Темерии?), где он внезапно сталкивается с Трисс Меригольд.
Правда, если бы она не представилась, то узнать ее было бы сложно. А самое главное, что в рассказе никакой Трисс не было, появилась она только в основной саге. В общем, получившаяся у Netflix история от оригинала сохранила лишь рожки да ножки.
Поляки же не стали устраивать цирк с конями, поэтому там Геральт спокойно общается с королем, который предупреждает, что смерти дочки никому не простит. Ведьмак подтверждает, что проклятие теоретически можно снять. Потом он встречается с водовозом, единственным человеком, пережившим встречу со стрыгой — в рассказе их было двое, солдат и мельник. И наконец имеет еще одну тайную встречу с Фольтестом.
Король не строит иллюзий по поводу своих подданных, поэтому сразу предостерегает Геральта от сговора с вельможами, которые пытались ему заказать упырицу. Он резонно объясняет, что ведьмак в данном случае будет крайним, ведь за чужака никто не заступится. Впрочем, Фольтест не глуп и соглашается на устранение стрыги, если не будет другого выхода.
Правда, упущен момент, когда ведьмак объясняет меры предосторожности в том случае, если он расколдует принцессу. Потому что в рассказе он ясно дает понять, что ее чудовищная суть может вернуться. Но в сериале решили не усложнять.
В ночь накануне боя, когда Геральт уже принял эликсиры и в темноте выглядит почти также жутковато, как сама упырица, в старый дворец приходит Острит, один из приближенных короля. Здесь все, как в рассказе. Вельможа пытается подкупить ведьмака, чтобы тот ушел, а королевна и дальше бы питалась местным населением, пока Фольтест не потеряет трон. Острит рассказывает, что любил сестру короля, а ее связь с братцем разбила ему сердце. Мол, тогда-то он и сказал пару ласковых слов. В оригинале до конца непонятно, кто проклял маленькую принцессу — Острит или ошалевшая королева-мать. В сериале однозначно виновен Острит, который даже под угрозой неминуемой гибели отказывается снять проклятие. Геральт его отпускает, и тот становится наживкой для стрыги.
Кстати, на этот раз реквизиторы постарались сделать чудище, отличающееся от пыльного шланга. Стрыга получилась зубастым косматым йети с длинными когтями. Впрочем, в некоторых ракурсах она смотрелась вполне зловеще и напомнила мне пятнистого вихта из квеста «Отзвук» в дополнении «Кровь и вино» к третьему «Ведьмаку». Сам бой происходит по книжному сценарию с единственной поправкой: Геральт на время успокаивает стрыгу, вернув ей куклу. Жебровский прекрасно двигается и вообще поединок впечатляет именно за счет мастерства актера.
Переночевав в саркофаге, Геральт находит грязную и окровавленную девочку, которая во время проверки все-таки успевает полоснуть его когтями. Кстати, надо отдать должное не столько гримерам, сколько Магдалене Гурской — девочка у нее получилась страшненькая, даром, что сама актриса красотка.
Геральт получает производственную травму, пять тысяч оренов и отправляется на лечение в санаторий имени богини Мелитэле к жрице Нэннеке. Здесь рассказ заканчивается, но в сериале решили на этом не останавливаться. А жаль — получилась эталонная экранизация рассказа «Ведьмак».
По дороге Геральт подбирает мальчика, родителей которого убили на тракте. Вместе они приезжают в святилище Мелитэле. Тут-то на зрителя и обрушивается лавина режиссерских находок, от которых я уже успела отвыкнуть.
Во-первых, с верховной жрицей Нэннеке он знакомится только сейчас, хотя в рассказе «Глас рассудка» (завязка позаимствована из него) они давние и добрые друзья, более того, Нэннеке знает его с детства.
«Он знал жрицу долгие годы, знал, как велики ее познания в целительстве и сколь богата и разнообразна ее аптека. Лечение в храме Мелитэле могло пойти ему только на пользу»
Сначала они беседуют о высоких материях — о том, что люди сами создают чудовищ, о существовании предназначения и выборе, который есть даже у ведьмака. Тут все более-менее по тексту, кроме рассказа Геральта о своих странствиях на юге, в котором угадывается Африка. Анна Дымна мне показалась слегка моложавой для роли Нэннеке, а так все при ней — и мудрость, и стать.
Во-вторых, вечно страдающий от безденежья Геральт заявляет, что деньги ему не нужны, поэтому весь свой гонорар за стрыгу он жертвует храму и просит жрицу приютить мальчика. В рассказе он вложил все деньги в драгоценные камни, но пожертвовал только нефриты, а остальные камушки собирался оставить для Йеннифер, хотя Нэннеке заметила, что этот поступок еще больше ее разозлит. А мальчика вообще не было.
В-третьих, от жрицы Геральт узнает о том, что Дани и Паветта утонули во время шторма, а Эйст Турсеах скончался вскоре после свадьбы, так что Калантэ теперь в трауре. Нэннеке же рассказывает, что у Дани и Паветты был только один ребенок, однако не называет пол. Но еще до этих новостей Геральт собирается ехать в Цинтру, хотя о существовании ребенка сериальный Геральт так и не узнал. Что касается Эйста Турсеаха, то в оригинале он прожил с Калантэ 14 лет и погиб в битве в долине Марнадаль в начале Первой Северной войны с Нильфгаардом, которая закончилась падением Цинтры.
В-четвертых, покинув храм, Геральт внезапно сталкивается с юным собратом по ремеслу. Тут режиссер садится на любимого конька и начинается чепуха. Ведьмак, представляющий «особый отдел Каэр Морхен» (КГБ что ли?), требует, чтобы Геральт сдал мечи и ведьмачий медальон по распоряжению верховного совета. Наш Белый Вол озадачен не меньше, чем зрители. Дескать, граф Фальвик накатал донос о том, что в городе Аэдд Гинваэль Геральт убил бывшего ведьмака Дермота Морангу. Подробнее об этом я писала в обзоре на пятую серию.
Геральт объясняет, что Дермот был ренегат, как и сам Фальвик, отвешивает мотивирующих пинков юнцу и предлагает съездить в город и опросить свидетеля — чародея Истредда. Естественно, вся эта сцена не более, чем плод буйной фантазии сценариста и режиссера.
После таких приключений Геральт все-таки прибывает в Цинтру и частично в рассказ «Нечто большее». Мышовур с порога предупреждает, что Калантэ в глубокой депрессии, ребенок Паветты и Дани — последний в роду цинтрийских владык, так что теплого приема не будет. В рассказе об обстоятельствах гибели Дани и Паветты рассказывает именно Мышовур.
Королева, с ног до головы одетая в черное, сначала яростно заявляет, что ребенка она не отдаст, а потом сразу переходит к мольбам и даже становится на колени, соглашаясь выдать ведьмаку дюжину мальчиков вместо своего дитя. И это гордая Львица из Цинтры, которая сохраняла достоинство и колкую насмешливость даже в печали? Кроме того, на момент встречи траура королева уже не носила.
«Это было давно. Я, как видишь, уже не ношу траура. Носила достаточно долго. Паветта и Дани… Предназначенные друг другу… До конца. Ну и как тут не верить в силу Предназначения?»
Книжная Калантэ как раз рисует воображаемую встречу королевы и ведьмака так, как ее описали бы в сказке. Мол, она бы умоляла, а Геральт бы настаивал, и тогда бы она предложила ему найти избранного ребенка среди дюжины детей. А поляки почему-то именно так и поставили эту сцену, хотя со стороны настоящей королевы это был жесткий сарказм.
Книжная Калантэ без обиняков предлагает Геральту взять любого мальчишку и оставить ее в покое, так как не имеет значение, кто погибнет при испытаниях — королевский ребенок или случайный. Ведьмак спокойно отвечает, что вообще никого не возьмет, особенно если королева просто попросит его об этом. Причем эти слова вызывают у Калантэ бурю возмущения.
«Просить? – яростно прошипела она. – Тебя? Бояться? Мне тебя бояться, треклятый шаман? Ты осмеливаешься бросать мне в лицо твою презренную милость? Оскорблять своим сочувствием? Обвинять в трусости, сомневаться в моей воле? Ты обнаглел от моего доверительного к тебе отношения! Берегись!»
В сериале же сцена поставлена так, будто ведьмак растроган ее мольбой и поэтому просто пожалел несчастную женщину. Королева бурно его благодарит за оказанную милость, после чего Геральт мчится к горизонту.
Это серия могла бы стать лучшей среди просмотренных, если бы поляки ограничились только рассказом «Ведьмак». А так получается как в школьном сочинении: за историю с упырицей честная пятерка, за остальную самодеятельность — тройка с минусом.
#ведьмак #стрыга #ведьмак сериал #нечто большее