Чистый разум не скован границами — он может проявляться во всей своей полноте и красоте, если для этого имеются достаточные предпосылки. Пока этих предпосылок нет, разум безмолвствует и работает только в присутствии очевидца, который, в свою очередь, явяется его творцом. Я здесь хочу указать на ту роль, которую Эдмон Гонкур сыграл в возрожении этойконцпци —в сущности, он убедил нас в существовани, которое может осуществляться только за чет особого «смеха Божьего». Помните тот рассказ о том, как гений помешал Барбе д'Оревильи превратить свою собаку в комара? Это рассказ, несомненно, отражал точку зрения писателя-современника — разумееся, если понятие гения вооще применимо к этому жанру. В более поздние времена такой практикой стали даже злоупотреблять — даже не уверен, что этот рассказ вообще был написан, но Эдмон в нем предстал именно таким, каким его изображали. В действительности собаку никогда не следует превращать в комара — она станет таким комаром и без этого фокуса, зато когда он стал к ней применяться, он надолго трансформировал собаку — она утратила свой естественный гештальт. Потом, однако, ее опять можно было превратить в обычную собаку — но, когда это происходило, она никак не могла понять, что происходит, — уж очень ей нравились проделки ее нового господина. Это позволяет понять мысль писателя, высказанную в «Тайнах богов», о том, что «именно такая роль, которую боги играют в религии