«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.» (Кол. 3: 1-4).
Пребывая умом с Богом, можно в этой жизни избежать многих проблем. Если иметь веру и устремлять ум и сердце к Богу, мыслить о духовном, а не о земном, можно и здесь избежать многих зол, в этой жизни, а после перехода в вечность наследовать Царство Небесное. А если пребывать в плотских помышлениях, то можно совсем впасть в эти проблемы жизненные, дойти до нервного расстройства, потому что змеи (сатана и духи злобы поднебесной) ползают по земле, пребывают в плотских помышлениях. А Господь говорит: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;» (Лк. 10: 19). Поэтому Господь дал заповедь о непрестанной молитве христианам. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мк. 14: 38). Нужно жить по духу, а не по плоти, чтобы наследовать Царство Небесное. И Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь.» (1-е Фес. 5: 17). Вера, молитва, богомыслие, духовный разум помогут избежать внутренних проблем, да и вообще в жизни помогут избежать многих проблем и конфликтов, сохранять спокойствие и мир в душе. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.» (Ин. 14: 27). «Ты бо еси, Господи, свет, паче всякаго света; радость, паче всякия радости; упокоение, паче всякаго упокоения; жизнь истинная и спасение, пребывающее во веки веков, аминь.» Из молитвы 4-й Псалтири.
А если мыслить плотски, то эти все мирские многочисленные проблемы, проблемы на работе, житейские проблемы, конфликты, когда человек начинает обдумывать это всё, беспокоится из-за них, беспокоится о будущем, то эти мысли как змеи лезут в голову, в сердце, мучая душу, нанося раны душе. Как говорит преподобный Антоний Великий душа в этот момент соединяется с демонами-мучителями. «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи? И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.» (Псалом 4: 2-3). А человек верующий спокоен, потому что знает, что всё что с ним случается – это всё по воле Божией, и всё полезно для спасения души. Нужно подниматься над заботами житейскими, зная, что здесь мы живём временно, а главный смысл жизни заключается в том, чтобы обрести спасение и жизнь вечную. Когда мы думаем только о земном, о суетных вещах, мы плаваем в море житейском, а когда поднимаемся над мирской суетой, возносим ум к Богу, то, как будто бы ходим по водам, образно. Если так мыслить, то выполнение заповедей Божиих возможно, хотя кажется, на первый взгляд, сложно. А когда начинаем тонуть мысленно в этой земной суете, часто греховной, нужно взывать к Господу о помощи, чтобы Он дал силы победить плохие мысли. «А лодка была уже на середине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14: 24-31).
Так вот, например, когда конфликт с кем-то, то злость, раздражение, гнев разъедает душу. А верующий человек знает, что враги и обидчики – это наши благодетели, что они содействуют нашему спасению. Христианам Господь дал заповедь о любви к врагам. А если видеть в обидчике благодетеля, то тогда, естественно человек, видя несомненную пользу для себя, может молиться о нём. Потому как поступая так, мы становимся сынами и дочерями Всевышнего. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5: 44-45). Получается, что такой человек, мыслящий духовно, освящён Словом Божиим, и для него нет зла, но всё ему содействует ко спасению, ко благу. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8: 28). Значит, кто делает ему добро, это благодетель, он делает добро здесь на земле, а тот, кто делает зло, тот ещё больший благодетель, потому что содействует его спасению для вечной жизни. Когда же мы воспринимаем всё духовно, отвечаем на зло – добром, воспринимая обидчика, как благодетеля, мы отказываемся от гордости и поступаем по любви к Богу и людям, по заповеди Божией: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14: 23), то освящаемся любовью, весь мир становится для нас светлым, светлым становится и весь человек, имеющий веру и мыслящий так. «Светильник тела есть око; итак, если око твоё будет чисто, то и все тело твоё будет светло; а если оно будет худо, то и тело твоё будет темно.» (Лк. 11: 34). Такой человек, отвечая добром обидчику, и его, как бы освящает. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» (Рим. 12: 21). Но для того, чтобы мыслить так и любить врагов, нужно молиться, исповедоваться, причащаться, чтобы получать благодать Святого Духа, потому что без Бога мы не можем ничего сами делать. «Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5). Так вот, чтобы ни случилось надо иметь веру в Господа, надеяться на Него, не оглядываться назад, а двигаясь к будущему Воскресению, к миру Горнему, наступать на змей, мысля духовно, и так идти к Царству Небесному.
«Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.» (Фил. 4: 6-9).
«Блажен муж, eмуже есть заступление eго у Тебе; восхождения в сердце своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи, ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе.» (Псалом 5-7).