Рецептов воспитания детей от 3 до 7 лет огромное количество, но почему-то многие родители не пользуются ни одним из них, более того обвиняют детей в том, что те невоспитанны, невыносимы и не послушны. Они не понимают, что вся вина лежит не на чадах, а на них самих, но никоим образом, не принимают этого. Ребенка можно сравнить с чистым листом бумаги, на нем родители пишут историю его жизни, принципы воспитания и развития, черты характера, которые хотели бы видеть, но не все в итоге видят в своем малыше то, что написали. А причиной тому примитивное игнорирование интересов потомка, настаивание на своем, якобы богатом жизненном опыте, занижение тем самым самооценки наследника, а в итоге сложности в отношениях, которые усугубляются с каждым годом. Но полностью противоположная ситуация наблюдается, когда родители с детьми дышат и живут в унисон, без упреков, обвинений, помогая друг другу быть счастливыми.
А на, что именно обратить внимание?
Многие говорят, что воспитывать ребенка надо, пока он лежит поперек кровати, и с этим нельзя не согласиться. Ведь если упустить этот важный период становления личности маленького человека с 3 до 7 лет, то восполнить пробелы в отрочестве будет очень тяжело, так как характер, привычки и жизненные принципы уже сформировались.
Период с 3 до 7 лет является, по сути, кризисным периодом. Ребенок из кризиса трех лет плавно переходит в кризис 7 лет.
Как же помочь малышу все преодолеть? Просто быть с ним рядом и помочь справиться с наплывом эмоций. Не заглушать его требованиями и шантажом, а отвлечь, направить, помочь стабилизировать эмоциональный фон, так как сам он этого делать еще не умеет.
Так с 3 до 4 лет у малыша помимо интенсивного развития интеллектуальной сферы и наглядно-образного мышления, проявляется интерес к ролевым играм. Родителям в этот период жизни ребенка желательно помочь ему примерить разные социальные роли,
научить правильно вести себя в той или иной ситуации. Не надо стесняться играть, бегать и прыгать вместе со своим ребенком, отвечать на одни и те же вопросы, важнее помочь ему освоить этот окружающий мир.
Не менее важно приучить ребенка ухаживать за собой – причесываться, чистить зубы, аккуратно кушать, правильно держать ложку, одеваться и раздеваться, складывать одежду. В этом возрасте ребенок должен знать слово «нельзя». Важно, чтобы родители понимали, что протесты в этом возрасте означают лишь одно: «Где границы моих возможностей?» В этом возрастном периоде родителям необходимо быть наиболее чуткими, чтобы не перегнуть палку.
В период с 4 до 5 лет для малыша характерна мыслительная активность и любознательность. Он становится маленьким исследователем и исследует все на своем пути. Помимо совместного времяпрепровождения с ребенком родителям желательно развивать интерес к различным видам игр, этикету и нормам поведения. В этом возрасте малыш чувствует себя уже взрослым, а значит пришло время маме и папе воспользоваться этим и постепенно привлекать к домашним обязанностям. Ведь он вполне сможет заправить за собой кровать и помыть посуду.
В возрасте с 5 до 6 лет, усвоенные ранее навыки и способности ребенка лишь усовершенствуются. Он понимает разный характер отношений, выбирает собственную линию поведения. К шести годам родители накапливают опыт общения с малышом, они его уже хорошо знают, что ему нравится, а что нет, могут предположить, как он поступит
в той или иной ситуации и плавно могут воздействовать на него, корректировать его поведение и предотвратить негативные эмоциональные всплески. Только с полной
заинтересованностью в успехах ребенка можно смело шагать в седьмой кризисный год жизни.
Этот период считается одним из самых сложных. Помимо того, что малыш уже развит физически и интеллектуально, он впервые отделяет себя от мамы, полностью осознает себя как самостоятельную личность и отстаивает собственную позицию, совершает нравственный выбор в жизненных ситуациях. Теперь родителям надо помочь ребенку постепенно сформировать новую социальную позицию, как будущего ученика. Не стоит думать, что он уже большой, малыш по-прежнему нуждается в поддержке мама и папы, так же как и не стоит «ломать» ребенка. Важно помнить, что кризис пройдет, а то, как родители себя повели с чадом в той или иной ситуации останется в его памяти надолго.
Не надо травмировать психику ребенка, надо проявить терпение, предоставить выбор и просто подождать.
Многих проблем можно будет избежать, если грамотно выстроить отношения с ребенком уже с трех лет, с рамками и границами, без жестких наказаний, шантажа и запугивания, выполняя свои обещания и просто, умея говорить и слышать свое чадо.