Киплинг еще при жизни получил место в Пантеоне англоязычной литературы. А от признанного классика всегда ожидаешь красивых и высоких слов в торжественном обличье. Собственно, сам мэтр редко подводил ожидания, умудряясь использовать вычурный викторианский слог даже в начале века ХХ. И все же есть у писателя интересный цикл баллад, известных как казарменные. Там автор воде верен себе, работая с колониальным материалом, но используя его для иллюстрации чаяний большинства, населяющего метрополию. При этом применяя простые рифмы и предельно народный язык. Что сложно считать излюбленным приемом Киплинга. Критика любит повторять, что в этом случае вроде бы создается эффект подлинной народности. Когда даже с первого прочтения в памяти остаются отдельные строфы, а то и цельные стихотворения даже у неподготовленных людей.
В этой россыпи шедевров выделяется любопытная баллада, о которой Элиот говорил, что она доказывает тот факт, что Киплинг умудрялся творить поэзию, даже не стараясь этого делать и даже пытаясь избежать этого. Речь о небольшом стихотворении "Фуззи-Вуззи". На русский его переводят то "Лохматый Вуззи", то "Пушистик Вуззи". Если переводить дословно, то получится что-то вроде "Размыто-снежный". И сами англичане обычно обозначают этим словосочетанием один из цветовых оттенков с коричнево-розовыми тонами или особенность визуальной картинки в метель. Или на редкость пышную прическу. Но кто тогда эти "хиппи лохматые", которыми восхищается ветеран (лирический герой Киплинга), сумевшие "прорвать каре"? Что в том XIX веке не удавалось даже Наполеону. Хотя именно на это столетие приходятся два таких случая. Причем дважды это удавалось одним и тем же людям, чье самоназвание хадендоа – дети льва.
Британская империя расширялась вплоть до начала века ХХ. И этот прирост территорий не всегда проходил мирно. Вот и в Судане у Англии имелись сложности. Которые не выходило решить более трех десятков лет. Потому что вроде Египет прибрали к рукам. А вот его бывшее владение Судан – не очень. Сначала они сопротивлялись британцам как замене египетских завоевателей. Потом уже как полноценным угнетателям. В результате чего в регионе не утихало восстание махдистов. И вот в рядах этих мятежников свыше половины солдат принадлежали народности хадендоа, разделенной на шесть племен. И общим отличительным признаком для всех этих родственных племен была пышная прическа, которая даст фору даже современной афро, растиражированной эпохой диско. Вот этих-то воинов британцы и прозвали фуззи-вуззи. Причем сейчас вроде как это пренебрежительный термин, а тогда никакого сарказма в термин не вкладывали.
Первый прорыв британского каре состоялся 13 марта 1884 года при Тамаи. Британские силы в 4500 человек атаковали 10000 махдистов. Правда, численный перевес нивелировался качеством вооружения. У британцев имелись легкие полевые пушки и картечницы. Все их винтовки имели скользящий затвор. А вот противники в основном воевали копьями с широкими, обычными для Африки наконечниками и прямыми мечами, чья родословная восходит к рыцарско-крестовым временам. Имелось немного кремневых мушкетов и горстка трофейных винтовок.
Вот с этим-то антиквариатом суданцы и потрепали англичан. Хотя соотношение потерь, конечно, дикое – 214 (только убитыми) против 4000 (раненых и убитых поровну). Но тут требуется оговориться, что для англичан в этой битве потери оказались самыми серьезными за всю ту войну! Ну и каре их прорвали. Правда, получилось не совсем уж эталонно. Просто британцы стояли двумя пехотными каре. Каждым из которых командовал независимый офицер. Ну вот махдисты и ударили в стык отрядов, когда часть солдат оттуда отправили проводить профилактические мероприятия на одном из флангов (разогнать скопление вражеских сил в ущелье). Англичане сумели выстоять, но сам факт прорыва каре потом долго и охотно обсуждался в обществе.
Второй раз каре не устояло 17 января 1885 года при Абу-Клеа. И тут 1400 британцев отбивали натиск 13000 махдистов. Пришлось держать круговую оборону. И англичане внутрь своего построения набили вьючных верблюдов. Обратившись широким фронтом в сторону основных сил противника так, чтобы на одном из флангов встали шесть полевых пушечек, а на другом – пулемет Гарднера. Который скорее все же стоит относить к картечницам. Из-за двух стволов и мускульного привода. Этот пулемет вместе с расчетом пехота получила как усиление – с броненосца на берег сошел отряд морской пехоты.
Вообще, тяжелая картечница Гарднера считалась надежной машиной. Но вот в песках ее не испытывали. И получив местную абразивную пыль в механизм, эта система выпустила всего 70 пуль. После чего ее заклинило. Пока расчет пытался устранить задержку, лохматые дети льва добежали до позиции и порубали весь расчет. А затем врубились во фланг каре и прорвали строй. Вот только потом они уперлись в массу верблюдов, отчего атака захлебнулась. Ну а фланг, прикрытый пушками, просто развернулся. И стал бить залпами в мешанину из людей и верблюдов. Так что битву суданцы не выиграли. Хотя дали поволноваться противнику – 76 убитых против 1100. И безмерное уважение победителей к храбрости побежденных. Такое, что в 1892 году стихотворение Киплинга становится культурной сенсацией. А вот стоило ли оно того? Да кто же знает наверняка…
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала