Найти в Дзене

Проза Гиппиус

Зинаида Гиппиус более известна, как поэтесса Серебряного века. Однако, её перу принадлежит множество рассказов и повестей, а также очерков, публицистики и воспоминаний. После брака с Мерижковским Гиппиус заключила негласный уговор: она будет писать исключительно прозу, а он — поэзию. Но конечно же, это правило было быстро нарушено. Следуя модному в то время направлению декадентства, пропаганде упадка и регресса, Гиппиус сначала приветствовала Февральскую революцию 1917 года, полагая, что она покончит с войной и реализует идеи свободы. Однако вскоре их настроение переменилось. Ненависть к Октябрьской революции заставила Гиппиус порвать с теми из бывших друзей, кто принял её, — с Блоком, Брюсовым, Белым. В своем «Символе веры» («Profession de foi»), написанном уже в Париже, Гиппиус ставит вопрос о причине «победы» большевиков над Россией. «Октябрьская удача большевиков, — результат совокупности многих факторов — в ней разберется история. Несомненно одно: переворот совершился не только н
Гиппиус на портрете Л. Бакста, 1906 г.
Гиппиус на портрете Л. Бакста, 1906 г.

Зинаида Гиппиус более известна, как поэтесса Серебряного века. Однако, её перу принадлежит множество рассказов и повестей, а также очерков, публицистики и воспоминаний. После брака с Мерижковским Гиппиус заключила негласный уговор: она будет писать исключительно прозу, а он — поэзию. Но конечно же, это правило было быстро нарушено.

-2

Следуя модному в то время направлению декадентства, пропаганде упадка и регресса, Гиппиус сначала приветствовала Февральскую революцию 1917 года, полагая, что она покончит с войной и реализует идеи свободы. Однако вскоре их настроение переменилось.

Ненависть к Октябрьской революции заставила Гиппиус порвать с теми из бывших друзей, кто принял её, — с Блоком, Брюсовым, Белым.

Гиппиус и Аким Волынский (Флексер)
Гиппиус и Аким Волынский (Флексер)

В своем «Символе веры» («Profession de foi»), написанном уже в Париже, Гиппиус ставит вопрос о причине «победы» большевиков над Россией. «Октябрьская удача большевиков, — результат совокупности многих факторов — в ней разберется история. Несомненно одно: переворот совершился не только не по воле русского народа в его целом, но против его воли. В крайнем случае — при попустительстве главной, темной массы населения — армии, стихийно обрушившейся на тыл... Лишь на третий год своего царства большевики, введя, до мелочей, в жизнь все формы внешнего принуждения, закрыв выезд, взяв остатки вымирающего городского населения “на учет”, могли дать такую внешнюю картину: “Недобитая интеллигенция и буржуи, убедившись в крепости Советской власти, ныне все у нее на службе. Но мы не должны успокаиваться на этой победе. Необходимо следить самым бдительным образом за столь контрреволюционными элементами”. Как можно видеть — большевики сами понимали, что это лишь внешняя картина, — внешняя победа. Все, что могло быть уничтожено насильственным путем — действительно уничтожилось. Не стало делений на классы. Осталось лишь одно внешнее разделение: правящие и служащие».

Гиппиус на рисунке И. Репина, 1894 год.
Гиппиус на рисунке И. Репина, 1894 год.

Через четыре страшных зимы после большевистского переворота, в ноябре 1921 года, Гиппиус писала в статье «Опять о ней» о жажде перемен в России: «Но все ли знают, сколько нужно человеку сил, чтобы ждать? И ждать не просто, а пламенно, свято, страстно, ждать, сидя в глубине преисподней, ждать, ждать? Много сил нужно для этого...».

-5

Исходя из идей петербургского Религиозно-Философского Общества, Гиппиус попыталась создать в эмиграции «Союз непримиримых», чтобы бороться с влиянием большевизма. Собирались у Мережковских. Программа была религиозной и в то же время, как всегда у Гиппиус, политической. 13 июля 1923 года она писала Н. А. Бердяеву, что политика, подобно невидимому газу, пронизывает всю жизнь. В статье «Третий путь» (1927) утверждала, что должно быть «абсолютное и всестороннее отрицание большевизма, в какой бы форме и где он ни проявлялся. Только такое отрицание может подвинуть на борьбу с большевизмом, но только при полном, четко определенном и открытом утверждении ценностей свободы, права и личности можно находить те, соответствующие моменту, конкретные формы борьбы».

В СССР произведения Гиппиус не издавались вплоть до 1990 года.

-6