Замечали ли вы, что большая часть контента, который окружает нас ежедневно, – это реклама. Такое засилье объявлений об услугах или товарах компаний настораживает, поскольку люди сами до конца не осознают, какое психологическое давление испытывают на себе. Мы в ЯRUS провели собственный эксперимент и подсчитали количество рекламы, которую видели в течение дня, чтобы узнать, сколько объявлений мы запомнили, почему так получилось и можно ли с этим давлением что-то сделать.
Наружная реклама
К наружней рекламе мы отнесли все крупные баннеры, рекламу на асфальте, крышные установки с логотипами застройщиков и т. п., изображения на витринах и объявления в транспорте. С их подсчетом не возникло никаких трудностей, поскольку всю наружную рекламу хорошо видно, а место для ее размещения не меняется изо дня в день.
По нашим наблюдениям, среднестатистический человек по дороге от дома до метро и обратно встречает 78 объявлений. Мы сами увидели 4 билборда от крупных магазинов электроники и медицинских центров, 2 названия застройщиков, 3 рекламы услуг разной степени законности на асфальте, 10 брендированных автобусов и 20 витрин аптек, оптик и продуктовых магазинов.
Реклама в метро
В вестибюле метрополитена нас сразу встречают лайтбоксы, рекламирующие мероприятия города, магазины и социальные программы. Их мы насчитали 6 штук.
На эскалаторе же количество рекламных объявлений сильно увеличивается. Если не рассматривать лица проезжающих по соседней линии людей и не залипать в телефоне, можно увидеть примерно 30 рекламных объявлений.
На станции рекламы не так много, как на эскалаторе, а в поле зрения человека попадает и того меньше. В ожидании поезда мы увидели перед собой 4 рекламы: 2 объявления на колоннах и еще 2 – на противоположной от перрона стене.
Итого: 40 объявлений в одну сторону и 40 – в другую.
Реклама в ТЦ
После работы многие отправляются в торговый центр, чтобы зайти в любимый продуктовый, найти ближайший к дому банкомат или купить себе одежду. Вот здесь всех и ждет основная концентрация рекламных баннеров. Помимо наружней рекламы перед входом (около 10 объявлений), внутри расположена еще сотня витрин, привлекающих покупателей скидками и акциями. По нашим подсчетам, в среднем человек замечает 40 объявлений пока доходит до нужного ему магазина. На пути к выходу это количество можно уменьшить до 10, так как внимание привлекают уже самые красочные витрины.
Вот так, за непродолжительное время нахождения в торговом центре мы, сами того не осознавая, просмотрели 50 рекламных объявлений.
Реклама в интернете
Но главная кладезь рекламы – это, конечно, интернет. Соцсети, новостные сайты и поисковики – если посчитать, сколько мы видим баннеров за день, то общее число просмотренных объявлений перевалит за 700.
Даже если установить блокировщик рекламы, минимизировать использование гаджетов или купить платные подписки на сервисы, то значительно снизить количество рекламы всё равно не удастся. В итоге мы оказываемся в окружении предложений купить, продать, зайти и посетить. Для полезного же контента места уже практически не остается.
При этом количество рекламных баннеров увеличивается с каждым днем. Иногда, открывая страницу, человек просто не понимает, куда он вообще попал: то ли на свой любимый сайт, то ли на рекламный сервис – баннеры со словами «SALE» и «купить» занимают едва ли не половину экрана. Попытка убрать баннер ни к чему не приводит или раздражает еще больше, потому что нужно указать, почему это объявление неинтересно.
Как мы реагируем на рекламу
В основную часть статьи не попали СМС-рассылка, звонки от банков и листовки у метро, потому что от них можно легко отгородиться: спам блокировать, а лишнюю макулатуру просто не брать. Но даже без них количество рекламных объявлений поражает: 208 оффлайн-объявлений и больше 700 в онлайне.
Цифры получаются ужасающими. Создается впечатление, что от рекламы никуда не деться, маркетологи захватили мир, а не видеть объявлений можно только во сне, если, конечно, получится. Сразу вспоминается фильм Джона Карпентера 1988 года «Чужие среди нас», показывающий изнанку массмедиа, через которое инопланетное правительство управляет нашим сознанием. Психологически это действительно давит и вызывает подозрения.
Однако нужно признать, что мы уже приспособились к этой реальности. Одна из целей нашего эксперимента – понять, сколько же рекламы мы запомнили. Каждый из участников назвал 5-6 объявлений, которые привлекли внимание не только красочным оформлением, но и полезными предложениями. Получается, что наш мозг привык к рекламному шуму и самостоятельно его фильтрует. В памяти откладывается только маленький процент предложений, решающих конкретную проблему покупателя, предлагая ему нужные товары или скидки.
Конечно, нельзя отрицать и появление определенного уровня раздражения от назойливости некоторых предложений. Но здесь тоже стоит признать, что таких объявлений сейчас стало намного меньше. Всё дело в постоянной борьбе компаний за внимание покупателей, которую можно проиграть, если переборщить с рекламой и создать себе образ назойливой мухи.
Сколько рекламы каждый день видите вы? А сколько запоминаете? Пишите свои ответы в комментариях. Посмотрим, подтвердятся ли наши наблюдения.
#яrus #реклама #психология #эксперимент