Давным-давно, в незапамятные времена еще, когда смрад феодализма нависал над Германскими княжествами великий курфюрст Пруссии своею железной волей принимал судьбоносное для многих несчастных молодых людей современности решение. В 1653 году на территории нынешней Германии расположился первый в своей истории кадетский корпус (всё это к крикам некоторых преподавателей и офицеров). Итак, мы уже наблюдаем первое противоречие национал-монархического взгляда на историю кадетского образования. Оказывается «служивых людей» впервые начали готовить в стране отпетых русофобов-крестоносцев.
Может показаться, что курфюрст был добрым дяденькой, который открыл корпус для всех желающих. Но с самого своего начала он предназначался только для дворянских детей, что подчеркивает явно феодальный характер данной затеи. И в этом нет ничего странного! Ведь Германия тогда не была единым государством. Достаточно взглянуть на карту немецких княжеств в XVII веке. О чём это может говорить? Это может говорить о том, что те или иные политические прихоти являются олицетворением того экономического уклада который господствует в конкретную эпоху. Кадеты были детьми своего «рыцарского» времени.
Меня сейчас могут упрекнуть в преувеличении роли Германии или же в «германизации» истории кадетского образования. Что же! Видимо русский и любой другой националист славянского толка так и не посмотрел с утра в зеркало. Кроме него я ещё не видал более мощного сторонника «германизации»! Даже сам немец не пропагандирует так «германизацию» как русский националист. Но не только в «зигах» и «свастиках» заключается его пропаганда…
И всё же нельзя обойти стороной всю жалкость и двойственность русского националиста. Его убогость бросается в глаза, когда он, ругая немцев в то же время раболепствует, и заигрывает перед канцлером Германии Отто фон Бисмарком, считая его чуть ли не идолом и оплотом великодержавного славянства. Вы что! Он же предупреждал Европу и самого кайзера о том, что «русского медведя опасно злить» и «с русскими нужно дружить». Вот он истинный Русич или же великий Укр! Никто другой как канцлер Германии не знает лучше славянскую душу. Вот на кого обязан равняться каждый славянин! И всё же даже упрекнуть националиста нельзя! Ведь он всегда и во все времена прогибался под германца…
Он прогибался под него при Анне Иоанновне, Петре III и Павле I. Он прогибался под германца в 1914-1915 гг. когда сдавал Прибалтику с Польшей кайзеру Вильгельму. Он прогибался под него в 1918 году, когда открыл под удар кайзеровских войск Петроград. Он прогибался под германца во время Гражданской войны, распахнув перед ним ворота Украины и Белоруссии. Он прогибался под него в 1941-1945 гг. когда участвовал в войне на стороне Третьего Рейха.
Но мы уделяем слишком много внимания «подвигам» русских национал-монархистов. Вернемся же к кадетскому образованию. Дабы меня не обвиняли в каком-либо злостном «госдеповском» или же «совдеповском» творчестве далее я буду отталкиваться от официальных и признанных статей. Одной из таких является опубликованная ещё в 2006 году в журнале «Образование и наука» под номером 3(39) статья под названием «Генезис нравственного воспитания в отечественном кадетском образовании[1]» (авторы господа Н.С. Костоусов, А.А. Абзалов, И.А. Зубарев). Ещё в её начале мы можем наблюдать как «триумвират» авторов показывает свою «нравственную» озабоченность:
«В истории нравственного воспитания учащихся-подростков в отечественных военных учебных заведениях с точки зрения целей и содержания можно выделить три периода: I период -1701-1918 гг.1; II период – 1938-1991 гг.; III период - с 1991 г. по настоящее время[1]»
Исторические периоды «нравственного воспитания» разделяются ими на основе неких не кому непонятных «целей и содержания». Сразу же встает вопрос о исторической осведомлённости наших авторов. Поэтому внимание читателя не должна удивлять градация именно на 3 представленных периода. Возникает лишь один единственный вопрос: «А где собственно 1918-1938 гг. потеряли?». По мнению «триумвирата» получается, что можно просто взять и ампутировать кусок времени от хода всего исторического процесса, таким образом, избавившись от него. Видимо нашим «хирургам» так и не объяснили разницу между операционным и учебным столами а также между скальпелем и ручкой. Авторы явно демонстрируют свою озабоченность. Ранний советский период является для них чем-то неодобрительным и запретным. А может это простое совпадение? Что же! Посмотрим! А сейчас обратимся к первому периоду русских кадетских корпусов (1701-1918 гг.).
Ясно, что не одна Германия заботилась о военном обучении опоры феодального строя – дворянства. После неё подобные учреждения стали появляться по всей Европе. Постепенно данное новшество объявилось и в России. Ещё в статье «Что такое кадетизм? История вопроса» я писал, что первый кадетский корпус в нашей стране появился в 1731 году при Анне Иоанновне. Но следует отметить, что и у него была своя история. Меня всегда удивляло как адепты всего сверхрусского с ненавистью и презрением относятся к Петру I и всей его эпохе. Странно со стороны авторов статьи было упоминать об указе 1701 года. Они не перестают себе противоречить.
1701 год. Выходит указ Петра I «Об основании школ математических и навигационных наук». В чём его историческая важность для военного образования? Дело в том, что это было первое в истории России целенаправленное вмешательство государства в образовательную сферу. С самого своего начала данное вмешательство породило весьма «специфическую» как выражаются в своей статье авторы систему. «… Она была сведена к жесточайшему надзору за неукоснительным выполнением предписанных правил. Учеников могли, подвергнут достаточно жестоким наказаниям наравне с нижними чинами[1]». Они организовывались по типу интернатов и на начальном этапе своего существования не имели сословного характера.
В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия на 300 воспитанников. Для её организации Петром I был приглашен иностранный специалист из Франции известный как Сен-Илер. Француз предоставил Петру несколько проектов устройства академии. В одном из таких проектов впервые и был в российской истории употреблен термин «кадет». Как поясняют господа Костоусов, Абзалов и Зубарев термин этот означал «молодой дворянин, наследник, готовящийся к военной деятельности, а позднее воспитанник военного среднего учебного заведения[1]».
Теперь на горе русских националистов ещё и французский след! Германия, Франция… кого ещё не было? Что же! Перед нами предстает во всей своей красе германский проект во французском оформлении! Какая гордость сейчас переполняет кафедры иностранных языков во всех военных училищах! Есть лишний повод потратить время впустую позубрив пару текстиков по истории кадетского образования!
1716 год. Король Фридрих Вильгельм I организовал в Берлине целую роту из кадет. Её "шефом" был назначен его сын Фридрих, который впоследствии станет одним из самых знаменитых деятелей "просвещенного" абсолютизма. Сама инициатива создания такой роты служит прямым доказательством того факта, что затея кадетских корпусов в Германии себя оправдала. Задумка 1653 года прижилась. Появившиеся на закате феодальной эры кадетские корпуса стали своеобразным последним "броском старой и дряхлой кобры". Монархия пыталась всячески повысить профессиональную компетентность своей опоры - дворянства. Милитаризация детей была лишь предвкушением Семилетней войны (1756—1763) - крупнейшего военного конфликта XVIII века.
Вообще всяческие попытки приспособить такие категории населения как дети и старики к ведению боевых действий свидетельствуют о разложении и скорейшей гибели той системы которая применяет их. Третий рейх в 1945 на последнем своём издыхании прикрывался детьми и стариками призванными в отряды "фольксштурма" (народного ополчения). То же мы наблюдаем и в эпоху, так называемого "просвещённого" абсолютизма. Монархия по природе своей является врагом всяческого просвещения. Стремление многих монархистов на протяжении XVIII века к "просвещению" олицетворяло лишь глупую утопию о "справедливых и умных" императорах и императрицах. "Просвещенный" абсолютизм стал лишь предвкушением гибели всякого абсолютизма. Но вернемся к России.
В 1721 году Петром I создаются "гарнизонные школы". Их можно назвать своеобразной первой попыткой организовать заведения кадетского типа в России (школа математических и навигационных наук совместно с морской академией всё же не представляли из себя чисто военные заведения их специалитет составляли преимущественно морские науки). Школы находились при воинских гарнизонах за что и получили своё название. В них с 7-ми летнего возраста обучали солдатских детей грамоте, строевой подготовке, артиллерийскому и инженерному делу. В 15 лет воспитанники гарнизонных школ отправлялись в армию.
Но все же эти попытки вмешательства государства в образовательную сферу представляли из себя только лишь наброски и первые эксперименты. Окончательное оформление они получат только с воцарением Анны Иоанновны при которой 29 июня 1731 года был принят указ об образовании первого в России кадетского корпуса. Открытие корпуса состоялось 17 февраля 1732 года. Господа авторы статьи[1] убеждают нас в том, что: «День его основания принято считать началом создания кадетских корпусов в России[1]».
Странно с их стороны это слышать! Почему тогда в первом периоде как год начала не указан именно 1731 или 1732 год? Или же их самопротиворечие настолько в них укоренилось, что им наплевать на все рамки? Их дело. Мы же отметим для себя, что впервые идея такого типа военного образования получила своё основание в Германии в 1653. К тому же само время требовало создания таких заведений и поэтому нет ничего странного в том, что корпуса стали распространяться по всей Европе. То есть инициатива создания таких заведений не принадлежала великодержавному славянству. В России же первые самостоятельные попытки сформировать заведения подобного типа имели своё место с 1701 года. Логическим завершением всех данных попыток стало образование кадетского корпуса в 1732 году.
Мне жаль всех тех апостолов национал-монархизма сидящих в канцеляриях, кафедрах и попивающих из своих кружок-шейкеров истинно русский кофе. Искренне жаль. Ведь сама их аргументация повернулась к ним боком. Казалось бы! Какие сомнения могут возникнуть относительно кадетских корпусов и их русского духа?! Однако история показала, что русские цари и императоры не имели монопольного права на их создание.
Продолжение следует…
Толя Черный
Источники:
[1] https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-nravstvenno..
Читайте, сравнивайте, анализируйте!
Объединяйтесь, товарищи!
Группа в вк: https://vk.com/duty7117freedom