Для родного еврейского семейства Гольдшмидтов он был Хиршем, для поляков — Хенриком, а в историю и в сердца людей этот герой вошёл под псевдонимом Януш Корчак.
Чтобы вытащить семью из бедности, он с 15 лет начал подрабатывать репетиторством. Ученики просто боготворили своего юного наставника и слушали его, раскрыв рот.
Высечь бы в золоте эти слова Корчака, которые он написал в 18 лет!
Позже юноша выучился на врача. Ему прекрасно удавалось всё: и медицина, и литература, но его настоящим призванием было — учить детей.
На пороге 33-летия Януш Корчак выбрал свой путь: основал сиротский дом для еврейских детей. Здесь он работал по 16-18 часов в день, отогревал души обделённых любовью малышей и озлобленных беспризорников, воплощал свои прекрасные педагогические идеи.
В сентябре 1939 года Польшу оккупировали гитлеровцы, и над приютом Януша Корчака нависла смертельная угроза. Если для поляков евреи были людьми второго сорта, то для фашистов — мусором, который надо уничтожать.
Осенью 1940 года весь приют перевели в Варшавское гетто. Добывать питание стало очень сложно — прежние благотворители теперь спасали себя, но Корчак не сдавался, искал любую возможность для выживания детей.
Светлый и наивный человек, он пожаловался новым властям, что солдаты отобрали у детей продукты, и тогда его самого бросили в тюрьму.
Через месяц побоев и издевательств 62-летнего Корчака отпустили, и он вернулся в гетто, к детям. Ужас происходящего нарастал, а Корчак ставил с детьми спектакли, разучивал песни, хотя артисты уже еле ходили и говорили.
Педагог уже понимал, что все обречены, но пытался скрасить последние дни больных и голодных детей, старался утешить каждого умирающего ребёнка и проводить его в мир иной, держа за руку. Позже именно эта идея легла в основу хосписов.
Летом 1942 года немцы начали куда-то вывозить из гетто «бесполезные элементы». Корчак умолял, чтобы его детям поручили какую-то работу, например, пошив формы для солдат. Но это не помогло — всех оставшихся воспитанников приюта загнали в вагон и отправили в лагерь смерти.
Самому Яношу Корчаку немцы даровали жизнь — всё-таки заслуги европейского врача и педагога были значительны, и даже фашисты это признавали. Они предложили ему свободу, но мог ли Великий Педагог бросить детей?
Януш Корчак, его верная помощница Стефания Вильчинская и 192 ребёнка вошли в газовые камеры лагеря Треблинка. В самый страшный час они были вместе до конца.