Образовательная робототехника - это область педагогики? Да, именно так - это своеобразная система образования. Дети любят играть в роботов, и за счёт этого интереса мы детей чему-нибудь научим.
А ещё роботы - это как бы про будущее, хоть из бумаги робота сложил, а уже как бы одной ногой в «профессиях будущего»: там же слово робот упоминается.
А если серьезно, то роботы всегда были переднем краем технологий - прямая связь «науки и производства», так было раньше, так есть и сейчас. Робототехника всегда затрагивала образование, которое стремилось отвечать возникающим потребностям. Отечественное образование старалось не отставать. Кто-то ещё помнит студенческий фестиваль «Мобильные роботы» им. Девянина, появившийся у нас в 90-ых в сотрудничестве с французскими университетами? Задач развития тогда было много, открылись границы, появились перспективы, возникла потребность в «Мобильных роботах», появилась образовательная программа для школьников
А ещё на волне интереса к теме в мире, Lego выпустили свой Mindstorms. Интерес к теме отметили и эффективные управленцы в системе образования, и начались массовые поставки конструкторов в регионы. Большинство конструкторов "складывалось в сундук", вещь дорогая, как-бы дети чего-то там не испортили, но кто-то из энтузиастов-педагогов решил поучаствовать в соревнованиях.
И в тот момент всё было вполне логичным: были задачи конкретных предприятий и, за их решение бралась наука, подключались студенты, а в рамках популяризации задачи доходили и до школы в виде: «а кто сделает такую машинку, которая быстрее привезёт красный кубик из зелёного сектора» — понятно, что и сектора и кубики определялись условиями реальной производственной задачи, так виделась педагогическая цель развивать техническое творчество детей.
Вот так и появилась образовательная робототехника, которая сегодня и не про роботов совсем…
«Настоящая» робототехника за двадцать лет изменилась кардинально, целые производства работают автономно, «Теслы» по дорогам бегают, «бостонские собаки» в новостях, с роботами каждый день встречаемся: то штраф выпишет, то в кредите откажет, то позвонит предложить что-нибудь… А в образовательной робототехнике, в основном, как было двадцать лет назад - так и осталось, даже во многих соревнованиях правила те же: чтобы машинки по линии бегали. Но есть , конечно и передовые секции и кружки по робототехнике- вот именно они и относятся к образованию.
Роботы и сейчас - передний край, и родители спрашивают: " а чему в образовательной робототехники научат, роботов строить?"Одни педагоги искренне говорят: «да, роботов!», потому что сами уверены, то что они строят - и есть робот. А наиболее продвинутые педагоги подход поменяли: «Нет, мы роботов строить не будем: это такой методический приём, чтобы ребёнка словом «роботы» привлечь, а дальше будем развивать инженерные способности!». И вот так и живем…
А как быть с «настоящей» робототехникой и есть ли ей место в общем образовании?
Перефразируем: относятся ли знания, умения, навыки и сформированные компетенции в области робототехники к необходимым для жизни человека в обществе?
Ну, если считать за роботов железных человечков или игрушечные машинки, ползающие по линии, то конечно же нет. А вот технологии робототехники уже давно вокруг нас, и в смартфоне ребёнка датчиков больше, чем в том «роботе» который он мастерит, а стиральная машинка или мудьтиварка гораздо его интеллектуальнее…
Да, ребёнка надо учить жизни в современном мире, так что курсу реальной робототехники вполне есть место в школе, все это уже есть в современном мире, хотя может и слово робот там не упоминается…
*фото с сайта pixabay