Мне несколько лет назад узбек, бригадир строительной бригады, которая работала у меня на даче, сказал:
- В Москве все уборщики, дворники, курьеры, строители, водители автобусов и такси узбеки. Узбеки оккупировали Москву.
- Это ты загнул. Ты видишь в городе татар, китайцев, евреев, киргизов, армян, молдован, таджиков? – спросил я его.
- Есть. Видел. Их совсем мало – ответил он мне.
- Вот видишь. А они так же как узбеки «оккупировали» Москву. Москва вас съест и не подавится – ответил я ему. И он ушёл очень задумчивым.
Приезжие на заработки в город Москва всегда были чужими. Всегда они приносили криминал и неудобства горожанам. Всегда к ним относились с подозрением и опаской.
Москва до революции 1917 года не имела столичных функций. В основном это был город купеческий и промышленный. То, что закупалось на Нижегородской ярмарке, оптом и в розницу продавалось в Москве. Здесь был крупнейший центр логистики Российской империи. Главный узел железных дорог и речного пути. Население здесь росло за счёт ближайших деревень. Царское правительство, желая повысить цену на землю в городе, создало дефицит жилья. Приезжие жили в подвалах, на чердаках или снимали углы в доходных домах. Спали на многоярусных нарах. Порой целая семья ютилась на части комнаты за занавеской.
Кроме деревенских из ближнего Подмосковья были татары из Поволжья. Татары занимались самой грязной работой. Они подметали улицы, привозили воду и вывозили жидкие бытовые отходы. Водопроводом и канализацией было оснащено минимальное количество домов. В это время швейцарцы занимались открыванием дверей в богатых домах Москвы. Это первое поколение «оккупантов», о которых мне рассказала бабушка.
С началом первой мировой войны татар призвали в Армию Российской империи. Для замены в Москву и другие города России завезли китайцев. Теперь они мели улицы убирали снег и вывозили нечистоты. Это было второе поколение «оккупантов» в Москве. Свершились две революции 1917 года.
После переезда большевистского правительства в 1918 году в Москву и начала Гражданской войны китайцев сагитировали в Красную армию. На стороне большевиков воевало несколько десятков тысяч китайцев.
Во время Гражданской войны в Москве настала разруха. Не кому стало убирать улицы и вывозить нечистоты. Население из Москвы разбежалось.
По окончанию Гражданской войны, дворников и рабочих для вывоза нечистот набрали из людей, вернувшихся с фронта. Заводы не работали.
Во-первых, надо было решить для них проблему дефицита жилья. Во-вторых, поддержка новой власти в городе была 50 на 50. Такая поддержка не соответствовала столичному статусу первой социалистической страны. Было приятно решение изменить состав населения, наполнив город пролетариатом.
Решив, на скорую руку, проблему жилья царского времени, новое правительство стало создавать новые проблемы. Уплотнив людей в коммуналки (бывшие квартиры зажиточных москвичей), большевики начали завозить ещё людей в город. Для обеспечения столичных функций нужны были люди.
В процессе реализации планов электрификации России, в первую очередь обеспечивали энергией столицу страны.
Появившиеся новые энергетические ресурсы были кстати. В городе началось активное строительство промышленных предприятий. Предприятия запускались старые. Новые предприятия строились в Москве для рабочих из других регионов. Использовался транспортный задел Российской империи и лишние люди из деревни. Там трактора и комбайны заменяли ручной труд.
Для приезжих строилось жильё и в приоритетном порядке подводились коммуникации. Коренные москвичи обеспечивались благами цивилизации по остаточному принципу. Высвободились рабочие, вывозившие нечистоты, так как была проведена канализация и расширена сеть водопровода.
Активно завозить рабочих в Москву начали с середины 1920-х. Население Москвы росло. В основном завозилось население из голодающих регионов Поволжья и Украины. Этих рабочих москвичи называли «стяпными». В названии отражалась особенность говора приезжих. Удобное жильё опять строилось приезжими для приезжих.
Возник коллапс на дорогах и общественном транспорте. Москвичи и приезжие мучились в забитых пассажирами трамваях и автобусах.
Для решения транспортного кризиса завезли ещё рабочих для строительства метро. В основном это были раскулаченные. Они недолго задержались на фабриках, заводах и на стройке метро. Достраивали метро московские комсомольцы. Это было третье поколение «оккупантов».
Вторая мировая война опустошила город. В 1941 году почти все предприятия были эвакуированы из Москвы. Цеха предприятий стояли без техники и людей.
Город стал тихим и пустым. Редкие прохожие встречались в городе.
Когда фронт откатился от города, предприятия города запускались в работу. На места эвакуированных и ушедших на фронт были наняты женщины и дети. Сначала на оставшихся станках, потом на трофейном оборудовании заработали заводы. К станкам встали женщины с торфоразработок из Подмосковья. Торф стал не нужен. Был освобождён Донбасс. Их привезли в Москву. Таких рабочих москвичи называли «торфушками». Происходило это во время войны, и сразу после войны. Возвращение домой эвакуированных москвичей было затруднено. Это было четвёртое поколение «оккупантов».
Такая подмена жителей в городе плохо воспринималась москвичами.
Главное неудобства терпели все, а жильём и инфраструктурой традиционно обеспечивали в первую очередь приезжих.
Торфушки ушли с заводов и фабрик в 1950-х. Как только получили московскую прописку и бесплатное жильё, так сразу сменили работу. Вместо них в Москву приехало много евреев из разных регионов. Они устраивались в Москве всеми правдами и неправдами. Многие так и проработали уборщицами и дворниками до пенсии. Это было пятое поколение «оккупантов».
Электричеством, газом, водой, канализацией и теплом дома многих москвичей обеспечили только к концу 1950-х. Эти блага были только для приезжих. Владельцев домов в частном секторе попрекали и обзывали «домовладельцами» и всячески затягивали подключение их домов к коммуникациям. Там где жила семья моих родителей частные дома подключили к электричеству только в 1956 году. Дома и бараки для приезжих подключили к электричеству и водоснабжению в момент строительства в 1938 году.
Единственным выходом из жилищных проблем москвичей стали инициативные дома. Так как всё строящееся жильё государство распределяло бесплатно только среди приезжих. Москвичи стали строить многоквартирные дома для себя в складчину. Такие дома стали называть инициативными. Параллельно началось строительство кооперативных домов в Москве. Кооперативные дома строились в рассрочку. Деньги на кооперативную квартиру ссуживали в сберкассе. Кроме этого москвичи могли получить квартиру бесплатно только взамен сносимого жилья.
Строили инициативные и кооперативные дома с активным привлечением московских студентов. Получалось, что для приезжих дома строили приезжие, а для москвичей москвичи. Приезжим строили за счёт налогоплательщиков, а москвичам за собственный счёт.
В 1960-1980 в столицу стали приглашать рабочих по лимиту из областей Нечерноземья. Хрущёв подписал ратификацию Конвенции ООН 1961 года против конопли. В результате, в регионах Нечерноземья разорились колхозы и закрылись предприятия целой отрасли промышленности. Предыдущие поколения рабочих состарилось, а все родившиеся в Москве не желали работать на заводах и фабриках. Это было шестое поколение «оккупантов».
В 1990-2000-х стали использовать для грязных и тяжёлых работ выходцев из бывших советских республик. Это были киргизы, армяне, молдоване, таджики. Республики оказались малолюдными и их трудовые ресурсы быстро кончились. Это было седьмое поколение «оккупантов».
С 2010 и по сегодняшний день в Москве используют узбеков. В этой республике было больше людей, но и её ресурсы оказались конечными. Это было восьмое поколение «оккупантов». Сейчас их заменяют выходцы с Украины.
#мигранты из средней азии
#узбеки
#лимитчики
#торфушки
#стяпные