Найти тему
Исторические напёрстки

Краеугольный Камень Церкви: апостол Пётр… которого не было

Оглавление

С места в карьер ринемся, без предисловий. Итак, христианство стало организованной, жёсткой иерархической структурой после весьма хитрого прочтения Посланий господина Петра, якобы самого любимого апостола Иисуса. Всё опиралось на «Первое послание Петра» первым христианам, которых он называет «пришельцами». Жили товарищи в пяти провинциях западной части нынешней территории Турции.

Первая ошибка неизвестного автора: имени собственного «Пётр» не существовало. Это эпитет, который по преданию Иисус дал своему последователю по имени Симон. Назаретянин такое прозвище назначил, пророчествуя: быть тебе «камнем» (по-гречески «петрос»), на котором будет основана церковь.

Проверяется это легко. Пару-тройку веков христиане давали имена своим детям, выбирая их из дюжины апостолов. «Петром» никого не нарекали, было бы смешно и глупо. Прямой вывод очевиден: неизвестный автор, придумывая свое Послание, — этого факта не знал, считая имя «Пётр» действительно существующим в Иудее начала первого века. Называя себя «свидетелем страданий Христовых».

Страдание

это второй ключевой момент, который заложен в Первое обращение к «пришельцам». Оно встречается подозрительно часто в этом коротком тексте из пяти глав. Нигде более в Новом завете такой популярности в употреблении слова «страдание» — не отыскать (включая Евангелия). Автор почему-то уверен, что его читатели подвергаются немыслимым гонениям, которые в будущем станут ещё масштабнее.

Уже в XVII веке богословы протестантизма начали донимать католиков вопросами, породив многовековой спор: какие «страдания» имеет в виду автор? Согласно христианской мифологии — это государственные преследования, подобные гонениям императора Нерона, когда он схватил и казнил христиан Рима в 64 году, обвинив в чудовищном пожаре Вечного Города. Добавив несколько пунктов «государственной измены» до кучи.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Однако, в послании Петра нет слов об «официальных гонениях», где христиан задерживают, арестовывают, подвергают несправедливому суду, обвиняют в исповедании иной веры… предают пыткам. Там легко и непринуждённо говорится… о бывших друзьях, которые не понимают, не ценят новый образ жизни христиан, чуждый языческим радостям.

То есть, фиксируется факт: христиане оставили прежние эллинские праздники, чтобы организовать собственные тайные общины. Это не понравилось язычникам, стало вызывать их подозрения. Дело переросло местами в острую неприязнь, вызвало несколько локальных конфликтов. Автор именно об этом говорит.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Чтобы не дать повод властям Рима вмешаться в такие противостояния, «Пётр» призывает своих читателей быть покорными, внешне не выделяться, вести добродетельную жизнь подданных императора, быть преданными рабами, жёнами и мужьями. Ни словом, ни действием не подавая поводов для наказания за проступки, «терпеть страдания за благие дела».

Немалая часть призывов и наставлений Послания №1 Петра базируется на очень сложном толковании ключевых отрывков Ветхого Завета. Они приведены по греческому тексту Септуагинты, сборнику «толковников семидесяти иудейских старцев-мудрецов». Заканчивается Послание пожеланием «быть стойкими в скорбях» с припиской: письмо составлено

«через Силуана, верного… вашего брата» (христианина), и приветствием от «избранной, подобно вам, церкви в Вавилоне».

С этой частью богословы-протестанты (а потом и учёные) давно разобрались. Евреи в Вавилоне всегда видели главного «врага Божия» за ветхозаветные проделки, «пленение», разрушение Иерусалимского первого Храма. На рубеже первого и второго столетий христиане и иудеи начали всё чаще использовать слово «Вавилон» для обозначения города, который был врагом Божьим уже в их дни.

То есть, для Рима, который тоже разрушил Иерусалимский Второй Храм в 70 г. новой эры. Само собой разумеющимся было предположить: автор Послания Петра пишет из Рима. Это стало аргументом для христианской Церкви, назначившей апостола Петра — первым епископом Вечного Города, первым Папой Римским.

Здесь кроется вопиющая несуразица, третье противоречие. Согласно христианскому канонизированному преданию — Пётр был казнён в Риме в 64 году при императоре Нероне. До разрушения Второго Храма… ещё шесть лет. Рим не стал в общественном сознании христиан-иудеев «Вавилоном» пока. Документы той эпохи прямо указывают: подобный эпитет появляется только в начале II века.

Итожим: когда был взят Иерусалим и разрушен Второй Храм — апостол Пётр давно должен быть мёртв. Но это не всё, есть немало других свидетельств, которые вопиют: Пётр не писал Посланий. Это сделал кто-то другой, присвоивший его имя. Данное подозрение становится историческим фактом, стоит лишь изучить…

Караваджо, мученичество св. Петра (Иллюстрация из открытых источников)
Караваджо, мученичество св. Петра (Иллюстрация из открытых источников)

Второе послание Петра.

Относительно этого документа разночтений в научном мире практически не существует — это прямой исторический подлог. Кто бы ни писал его, быть Симоном «Петром» начала I века не мог физически. Хотя автор опять претендует на это имя, ещё более настойчив в фантазиях, нежели при написании Послания №1. Представляется публике как «Симеон Пётр, раб и апостол Иисуса Христа».

Сообщает: лично присутствовал при евангельском эпизоде Преображения, когда на глазах апостолов Петра, Иакова и Иоанна вид Иисуса изменился, он заговорил с Моисеем и Илией:

«голос с неба возвестил, что сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Мало того, автор настойчив. Утверждает: эти слова слышал собственными ушами. Упирает на то, чтобы не было никаких сомнений: он — это Пётр. Поведение объяснимо, потому что общины христиан в одно время столкнулись с большой проблемой — появлением в общине ложных учителей, всячески извращавших истинный смысл Благовестия.

Именно таким проходимцам посвящена большая часть второй главы. Пётр просто поливает их вонючими субстанциями, не конкретизируя… в чём лживость их толкования или учения. Появляются яркие эпитеты, типа «пагубные ереси», «срамники и осквернители». Оппоненты характеризуются как алчные, лицемерные и распущенные личности.

Автор предрекает им наказание, как жителям Содома и Гоморры, грешникам времён Ноя. Одним словом — тотальное уничтожение. Но! Данный отрывок имеет почти полное словесное сходство с новозаветным Посланием Иуды, которое уместилось в самую коротенькую главу Библии. Даже некоторые католические богословы согласны: автор просто немного отредактировал тот документ, взял целые куски для Послания Петра №2.

Помимо «ложных учителей», которых клеймит Иуда, в петровском письме появляются «наглые ругатели», смеющиеся «над христианским упованием на скорое пришествие Иисуса для совершения суда». Речь о тех, кто уже устал ожидать «со дня на день» обещанное Второе Пришествие. Ответ автора суров: неверующие в пришествие заблуждаются в своём невежестве, забыв:

«что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».

Ход мудрый. Даже если Иисус ждёт ещё три тысячи лет, всё равно он придёт «вскоре». Но, на самом деле, Христос специально медлит, даёт людям шанс покаяться до грядущего разрушения прежнего мира. Приплетая апостола Павла (который Иисуса в глаза не видел)

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Это самый вопиющий прокол мистификатора. Пётр не мог писать этого письма, потому что самой ситуации с «насмешниками над Вторым Пришествием» — попросту не существовало. Когда Пётр умер (пусть в том фантастическом 64 году при Нероне), уровень ожидания скорого пришествия должен быть небывало высоким, поколение современников Иисуса ещё не умерло.

Чтобы появились «насмешники», развенчивающие этот миф, — должно пройти немало времени. Над христианами всерьёз начали хохотать лет через сто пятьдесят после смерти Иисуса, а то и позже. Общинам приходилось отбиваться со всем напряжением скудных умственных сил, чтобы в каждом природном явлении искать «предвестие Конца Света».

Именно поэтому «Петру» пришлось долго и нудно объяснять о «временном разрыве» между Небом и грешной землей, выдумывать: по божественному летоисчислению до события — рукой подать, всё идёт как надо. А прокол с «Павлом» вообще ни в какие ворота, его Послания начинают циркулировать по Ойкумене только в конце II века. Хотя ранняя Церковь утверждает, оба апостола были казнены при императоре Нероне.

Но и это не главное. Потому что Пётр… был безграмотным.

Античное образование.

Учёные за последнее столетие вопрос грамотности Древнем мира, особенно сельской местности Палестины, где родился и вырос Симон «Пётр», — изучили довольно подробно. Археологи, копающие античность Ближнего Востока, тоже немало преуспели. Рекомендую к изучению крайне полезное чтиво по вопросу, исследование «Древняя грамотность» за авторством профессора Колумбийского университета Вильяма Харриса.

Так вот, Римская империя... была довольно необразованным государством, едва ли десять процентов городского (!) населения могли связно читать, ещё меньше — писать. Очень сильно уступая в этом аспекте Афинам эпохи Сократа и Платона (V–IV вв. до н. э.), где почти всё свободное мужское население полисов грамоту разумело. Среди женщин образованных дам редко наблюдалось, принадлежали они к высшему сословию.

Люди из имперских низших сословий не учились читать, тем более писать, образование стоило баснословных денег. Что горожане, что земледельцы. Единственным исключением была небольшая прослойка «учёных рабов» из Греции и Египта, их покупали в качестве домашних учителей недорослям-патрициям, либо для секретарских надобностей. Они же обучали счёту и письму вольноотпущенников, которые получали должности управляющих поместьями. Дефицит первых и вторых всегда был жуткий.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Следует помнить, что существовал большой дисбаланс между умеющими читать и способными писать. В античном образовании это были абсолютно разные навыки. Сегодня наши дети учатся делать две вещи неотрывно друг от друга, древние времена были иными. Умеющий читать часто не был способен даже на коротенькое письмо, лишь корявое граффити по пьянке исполнить, чтобы запечатлеть своё имя подле любимой таверны.

Проверяйте на себе, как это работает. Многие знают иностранные языки, даже свободно читают на них. Но вот… написать что-то толковое и связное — это уже огромная проблема. Во времена античного Рима она была ещё более глубокой в рамках одного языка.

Большинство древних людей не умели читать. А тот процент, что разумел грамоту, — редко умел писать. Были даже рабы-переписчики при частных библиотеках, которые лишь копировали слова, не в состоянии фиксировать их на слух в письменном виде. Кстати, тоже стоили баснословных денег.

Людей, способных сочинить этический очерк, учёное философское исследование, сложный богословский трактат, законодательный проспект, тем более стихи и пьесу, — можно было перечесть по пальцам. Многие римские сенаторы на это не были способны, судя по их косноязычным и корявым пометкам на деловых или служебных документах.

Истинно образованный человек был неимоверной редкостью. Это в лучшие времена, когда ещё эллинистическая философия считалась в обществе хорошим тоном. По самым оптимистичным прогнозам учёных, полноценно образованными людьми (умели читать и писать) были… половина процента свободного населения Древнего Рима.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Грамотная Палестина?

Есть стойкое заблуждение: евреи во все времена были очень грамотным народом, образ маленького Мойши со старательно высунутым над пергаментом языком — весьма популярен. Мол, стремились в древней Иудее к образованию, чтобы читать Тору. Сверх этого утверждается: большинство взрослых евреев были двуязычны, население свободно владело тремя языками.

Могли без затруднений: читать на древнееврейском, говорить на местном арамейском, без затруднений общаться на греческом (античный межнациональный «английский»). Это не так, все эти стереотипы — огромное заблуждение.

По самым оптимистичным подсчётам, в Палестине Иисуса Христа умели читать… около трёх процентов населения, исключительно городского. Один-два грамотея едва находилось в крупных поселениях, чтобы осиливать вслух Тору по субботам всей общине. Вести делопроизводство приходилось римским чиновникам, присылаемым из Сирии.

А большинство евреев за городской чертой могли ни разу в жизни не увидеть написанный на пергаменте или папирусе текст. Если уникумы, умеющие читать, ещё находились среди священнослужителей… то вот с письменной грамотой была большая беда. Это была привилегия сливок высшего общества Иерусалима, которые тоже имели собственные представления об образовании. Изучали чтение только на родном языке, презирая и не желая знать греческий, разговорный язык захватчиков.

То есть, сносно писать (хотя бы на одном языке) умели только священники. А владеть двумя-тремя письменными, чтобы что-то литературное после себя оставить… таких известно всего два во времена Иисуса и Симона «Петра». Не берём бытовых грамотеев, которые составляли налоговые документы, земельные акты, брачные свидетельства и торговые соглашения. Именно писателей и мыслителей.

Первый «грамотей» — это еврейский историк Иосиф Флавий, второй — человек из Тиверии по имени Иуст. Если сочинения первого хорошо сохранились, то литературное наследие второго — полностью утрачено. Оба принадлежали к высшему иудейскому обществу, были прекрасно образованы. Больше никаких евреев с писательским талантом в то столетие — не обнаружено. Но как быть с автором Посланий, апостолом Петром? Может всё-таки… Нет, и даже близко.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Этому противится география и археология. О небывалой популярности греческого языка в Галилее (северная часть Израиля) говорят крайне набожные учёные, указывая на один факт: во времена после Христа эти земли именовались зачастую… «Языческой Галилеей». Мол, населены были носителями эллинистической культуры. Во времена Иисуса там была пропасть язычников, постоянно звучала греческая речь. Это не так.

Исследовательский институт американского учёного Марка Ченси вопросом занимался четверть века, безвылазно просидев в Иерусалиме и Дамаске. Была изучена каждая археологическая находка из Галилеи около I века новой эры, находящаяся на Ближнем Востоке или запасниках крупных университетов Европы. Были прочитаны все известные науке тексты того периода.

Решительный вывод: эллины-язычники в Галилее жили в границах строгих анклавов, локализованы в двух городах — Сепфорисе и Тиверии. Вся остальная Галилея была бесповоротно сельской и… иудейской. Мало того, никаких культурных контактов между городом и селом не найдено, тем более проникновение в глубинку греческого языка. В качестве коммуникативного средства общения господствовал арамейский.

Оценка таланта.

Симон «Пётр» не принадлежал к сословию, где могла наблюдаться хотя бы тень грамотности. Тем более написать на редчайшем в Палестине письменном греческом — столь сложные литературные труды, каковыми являются Послания. Все сведения о жизни Петра даёт нам Новый Завет, его место жительства и род занятий — рыбак из галилейского Капернаума.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Оценку лингвистических возможностей апостола провели тщательную. Археологические раскопки и исторические источники ясно говорят: это захолустная дыра представляла нечто среднее между средним и крупным посёлком без малейшего элемента городской застройки. До Евангелий городишко не помянут ни одним историческим документом. После Евангелий, кстати, тоже. Факт был ещё установлен археологами XIX века.

По самым оптимистичным прогнозам, там могло проживать не больше шести сотен человек. С округой из мелких рыбацких деревушек — восемь. Археологи не нашли ни одного общественного строения, крупной лавки или складского помещения, часто встречаемых в торговых посёлках. Единственное общественное пространство Капернаума — открытый, не мощённый рынок с дюжиной тентов и палаток.

Поселение было далеко от торговых и караванных троп, римские дороги появятся здесь только в начале II века. Нет следов языческого или нееврейского присутствия. Ни на одной из построек не найдено даже буковки надписей. Население Капернаума было преимущественно неграмотным (это если даже сову на глобус взгромоздить).

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Здесь даже богатых людей не было, ни одной оштукатуренной поверхности, декоративной росписи, куска мрамора, мозаики, черепицы. Лишь грубые дома из необработанного камня, где пустоты заполнены смесью глины и грязи. Крыши явно были соломенные. Короче, родиной апостола Симона «Петра» был захолустный еврейский поселок, с населением из бедноты без всякого образования, знавшем только арамейский.

Есть большое подозрение, что греческий разговорный даже не был тут известен, это навык крупных торговых поселений. Искать здесь грамотея, умевшего на нём писать, — выглядит инопланетной фантастикой. А будучи рыбаком (к профессии обычно приучали с раннего детства), Пётр физически не имел возможности научиться читать даже по-еврейски. Обычный безграмотный рыбак.

Выводы.

В принципе, данное расследование абсолютно излишне, поскольку Новый Завет содержит прямое свидетельство об образовательном уровне Петра. Согласно Деяниям, Пётр и его спутник Иоанн (тоже рыбак) — были «неграмотны». Греческим по белому писано…

Теперь вопрос: каким чудесатым образом этот простолюдин из захолустья Галилеи написал столь сложные Послания? Если с №2 всё понятно, он его физически не мог наваять, то с №1 ещё есть шансы. Надиктовал некоему высокообразованному грекоязычному христианину Знавшему, помимо всего прочего, «Септуагинту», иудейское Священное Писание в греческом переводе?

Есть выкрики из католического лагеря — после воскресения Иисуса Пётр решил пойти в школу. Выучил еврейский алфавит, научился складывать слоги и слова, читать и писать. Потом, странствуя по империи, начал где-то посещать греческую школу, освоил главный литературный язык Древнего мира.

Мог запомнить (как левиты и коэны Иудеи) большие куски из Септуагинты. Где-то долгое время учился «греческой литературной композиции» (это была сложная отдельная дисциплина, почти научная). После таких праведных трудов явил миру свой литературный, риторический и очень эффектный литературный дар. С его использованием — написал Первое Послание.

Это гладко звучит для того, кто не знает историю античного мира. Потому что великовозрастных балбесов письменной грамоте не учили, не было таких школ. Только недорослей, пятнадцатилетние подростки уже считались безнадёжным исходным материалом для образовательного процесса.

Единственное, на что мог рассчитывать нищий рыбак, — через пень колоду научиться читать. Но крайне сомнительно, что после всех «чудес Христа» и прямого поручения Иисуса начинать проповедь Благой Вести — время на школярство у него было.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Остаётся один вариант только (гипотетический, в качестве интеллектуального упражнения) — Послание №1 надиктовано некоему писцу. Ведь в конце же прямо указано: оно «написано через Силуана». Может быть… этот тот самый грамотей? Увы… Ответ научного мира: «практически точно нет».

Проведя анализ всех сохранившихся в документах оборотов: «написано через… имярек», исследователи античной письменности получили простой перевод: речь идёт о «человеке, который доставит письмо получателю». Римские граждане, использующие секретарей, никогда не ссылались на них. Но всегда — на «почтальонов», это часть эллинистической культуры и этикета.

Католики потрепыхались ещё немного, предложив третью версию: Пётр использовал в качестве секретаря кого-то другого, не Силуана. Это как, простите… спросили учёные? Рыбак Симон не мог диктовать некоему секретарю на греческом (не знал его или крайне поверхностно). Но не в этом фокус. Мало было даже совершенного знания, необходимы глубокие навыки владения греческой риторикой, доскональное знание Септуагинты. Неправдоподобно такое.

Как и ситуация, когда письмо диктуется на арамейском, а секретарь переводит его на греческий. Это легко опровергли лингвисты, Послание выглядит не греческим переводом с арамейского. Является именно сочинением на главном языке эллинистического мира, строго следуя законам жанра. Расцвечено греческими риторическими приёмами, оборотами, даже рифмованными пассажами. А знание Ветхого Завета именно на греческом — снимает любые прочие предположения о «переводах».

И последнее… В Древнем мире, насколько известно научному миру, не было ни единого эпизода, когда один высокообразованный автор пишет за другого (малограмотного) человека очень сложный богословский и концептуальный очерк. Не подписывает собственным именем, уступая лавры авторства — постороннему. Такой феномен неизвестен.

Однако есть множество примеров другого… феномена. Этим постоянно грешили именно христианские авторы, воодушевлённые собственной верой, жутко расстроенные зияющей письменной пустотой их учения. Именно эти анонимы породили огромный пласт псевдонимных произведений, ложно выдаваемых за творчество известных личностей. Их современники уже тогда назвали многое из этого — «ложно надписанными книгами». Сегодня явление называется прозаичнее — подлог.

-12

#история религий #история христианства #католичество #апостол Петр #послания Петра #древний Рим #Симон Петр #священное писание