В 2012 году написал для тюменского сайта "Русская Неделя", в ту пору хранящего рубежи современного православия, статью-рецензию на фильм "Облачный атлас". Разумеется, нужен был какой-то вызов, чтобы на статью обратили внимание, и я не придумал ничего лучше, как назвать статью "Кинематографический манифест современного антихристианства". Подробности были в самой статье, получил много отзывов, были споры, но никто так и не смог опровергнуть то, что братья сёстры Вачовски ниспровергают христианство всеми доступными способами кинематографического языка. Поскольку сайта "Русская Неделя" давно уже нет, я решил опубликовать эту статью здесь, в преддверии скорой премьеры "Матрица. Воскрешение", которую с нетерпением ждут все любители новых блокбастеров, забывая о той подоплёке, которую вкладывают в этом фильм его авторы.
Итак, "Облачный атлас".
Кинематографический манифест современного антихристианства.
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться,
чтобы самому при этом не стать чудовищем.
И если ты долго смотришь в бездну,
то бездна тоже смотрит в тебя.
- Фридрих Ницше.
Если "Матрица" - это мышеловка, то "Облачный Атлас" - западня. Вопрос лишь в том, на кого охотятся "братья" Вачовски. Вопрос, разумеется, риторический, поскольку все "творцы" - охотники за душами человеческими. Либо, как минимум - за человеческим вниманием, сердечными переживаниями и помышлениями. Фильм с бюджетом в баснословные 102 000 000$ наверняка побьёт рекорды популярности современных киноподелок. Это уже не игровая матрица, в которую предлагалось поверить не так давно. Это новая реальность, пропагандируемая "братьями". Умело складывая мозаику из разнородных судеб героев фильма, талантливые режиссёры открывают картину "нового человечества".
Искусно манипулируя богословием и мифологией, авторы легко подменяют истинные ценности ложными, да так, что невольно сопереживаешь вымышленным персонажам грандиозной эпопеи перерождений, страдания и счастья. В какой-то момент на съёмочной площадке Том Хэнкс начал называть Лану Вачовски и Энди Вачовски — «мама и папа». Экая "семейная" идиллия... Однажды я заглянул в бездну Ларса фон Триера, который прокричал оттуда всему миру своим "Антихристом". Том Тыквер как-то увлёк в свою бездну фильмом "Парфюмер". Теперь я чуть было не свалился в бездну Вачовски. Зато стало до глубины понятным, что натиск антихристианских (общечеловеческих) идей закручивается такими необратимыми оборотами, которые затронут всех. Никто не останется в стороне. Потому что рано или поздно каждого прижимает собственная совесть, предоставив один простой выбор - отказаться от неё или принять как мерило человеческого в самом себе. Что нам предлагает существо по имени Лана Вачовски? Разумеется, принять вожделенное "Бога нет" и простить себе любые душевные изъяны.
Каша с алхимической начинкой, мистическим подтекстом, игрой на тонких струнах зрительских симпатий не оставит равнодушным никого. Для большинства этот фильм явится неким откровением (как когда-то сыграла уже эту роль трилогия "Матрица") - все люди равны и нет разницы между рабом и рабовладельцем, чёрным и белым, женщиной и мужчиной - нет разницы, кто ты, в следующей жизни ты можешь быть кем угодно. Весь фильм не покидает ощущение того, что вот-вот двери откроются и обман будет раскрыт. И даже жуткий демон побеждён силой воли умудрённого сознания, но двери открываются только для того, чтобы ещё раз дать понять - "Бога нет". Есть только сам человек со своими бесконечными перерождениями, знание о которых позволяет ему всё, что только может он себе вообразить. А вот для чего существует человечество – этот вопрос здесь не считается значительным. Наверное для "братьев" он был решён ещё в "Матрице". Хотя, что говорить, свою реальность они воплотили в жизнь более чем достойно.
Благодаря продуманному монтажу, сюжетная линия настолько динамично переплетает времена и пространства, что не замечаешь длительности кинокартины, с интересом наблюдая за разворачивающейся на глазах историей человечества, как постепенно меняется человек, отказываясь от общепринятых норм, придавая жизни единственный смысл - помни о том, что впереди ждут тебя неисчислимые перерождения, поэтому, если посчитаешь нужным прервать эту жизнь, не бойся этого, в новой будет всё по-другому. Таким образом, воспитывается новый тип человека, живущего без предрассудков, без совести, без границ. А как иначе, новый мировой порядок грядёт. Но и при этом "порядке" нужны будут свои "революционеры". Воспитанные на культуре матриц "братьев" Вачовски, марширующие в зомби-парадах, отстаивающие права всевозможных извращенцев, они считают, что борются с системой, на деле являющейся всего лишь наиболее удачной имитацией реальности, в которую их научили верить. За их же деньги.
"Аз есмь путь, истина и жизнь" – говорит Христос. Но Христос чужд замыслу режиссёров, для них Он является не более чем легендой, которая может оказаться не лучше и не хуже других религиозных мифов, собранных в копилку всеобщих знаний. Упомянут даже Кастанеда, загадочный мистик прошлого века, оказавший влияние на умы не одного поколения искателей Истины. "Облачный Атлас" в этом ракурсе - словно кинематографический манифест современного антихристианства, который заявляет практически каждой из сюжетных линий - мы вне морали, вне закона, вне любых рамок, ограничивающих нашу индивидуальность. Хотя тут стоит поправить - быть вне чего всё-таки призывают авторы. Вне христианской морали, вне Божьего Закона, вне Христа. Активное меньшинство навязывает свою модель поведения пассивному большинству, и таким образом весь мир, предавая забвению христианские ценности, принимает общечеловеческий мировой стандарт. Неважно, кто вы и чем занимаетесь. Вы можете ходить на работу с утра до вечера, а можете бунтовать против системы всеобщего порабощения. Ведь единственный враг у вас – это вы сами. А как поступают с такими врагами, нам ярко продемонстрировал "Облачный Атлас".
*написано для сайта "Русская Неделя" 13 ноября, 2012.
P.S. Википедия: Ларри и Энди Вачовски родились в польско-американской семье в Чикаго. По словам Вачовски, их отец был убеждённым атеистом, а мать — бывшей католичкой, которая перешла в шаманизм. Своеобразная религиозная атмосфера в семье повлияла на будущее творчество дуэта.
Слухи о трансгендерности Лоренса Вачовски публиковались в различных изданиях уже с начала 2000-х годов, однако в то время Вачовски не высказывались публично на эту тему. Лоренс сделал каминг-аут, назвав себя трансгендерной женщиной в июле 2012 года, став первым открытым трансгендерным человеком среди крупнейших голливудских режиссёров. Эндрю в 2016 году в ответ на многочисленные угрозы аутинга (принудительного разглашения сведений о трансгендерности) со стороны издания Daily Mail также сделал публичный каминг-аут как трансгендерная женщина.