Найти в Дзене

Краткая история эволюционных учений

Прежде чем изложить историю эволюционных учений, давайте сначала определимся, что такое эволюция и что подразумевается под термином эволюционистики. Биологическая эволюция — это необратимое направленное историческое развитие живой природы, которое сопровождается изменением генофонда популяций, формированием адаптаций, появлением и вымиранием видов и преобразованием биосферы. Это современное определение понятия. Зачем оно нужно — такая сложная штука как эволюционное учение? Целью эволюционистики является выяснение закономерностей развития органического мира для управления этим процессом. Например, при выведении новых сортов растений или пород животных в селекции. По сути каждая из биологических дисциплин в той или иной мере занимается изучением эволюционных процессов. Надеюсь, после этих определений понятно, что любая эволюционная теория пытается объяснить процесс развития жизни, а не её возникновение. Для того чтобы более полно понимать процесс развития эволюционистики, сначала разберё
Оглавление

Прежде чем изложить историю эволюционных учений, давайте сначала определимся, что такое эволюция и что подразумевается под термином эволюционистики.

Биологическая эволюция — это необратимое направленное историческое развитие живой природы, которое сопровождается изменением генофонда популяций, формированием адаптаций, появлением и вымиранием видов и преобразованием биосферы. Это современное определение понятия.

Зачем оно нужно — такая сложная штука как эволюционное учение? Целью эволюционистики является выяснение закономерностей развития органического мира для управления этим процессом. Например, при выведении новых сортов растений или пород животных в селекции. По сути каждая из биологических дисциплин в той или иной мере занимается изучением эволюционных процессов.

Надеюсь, после этих определений понятно, что любая эволюционная теория пытается объяснить процесс развития жизни, а не её возникновение.

Для того чтобы более полно понимать процесс развития эволюционистики, сначала разберёмся с тем, какое у людей в целом было представление о мироздании.

Представления о живой природе в древности

На самом деле в плане понимания развития жизни уже у древних всё было относительно неплохо. Вот, например, на древнем Востоке господствовали религиозно-мифологические идеи творения, но уже имелись некоторые отражения материализма. В древнем Египте даже был человек, в серьёз утверждавший, что загробного мира не существует и мудрая книга полезнее часовни.

Вообще в древнем Египте было немало настоящих знаний о лечении, гигиене и даже хирургии. А в древней Индии так вообще из-за потребностей медицины возникли зачатки естествознания. В популярнейшем источнике познания у индусов ("Книга жизни") утверждалось, что мир состоит из пяти элементов (вода, земля, огонь, воздух, эфир), а человек произошёл от обезьяны.

Высокого уровня естествознание достигает в древнем Китае: появляется астрономия, развиваются сельское хозяйство и медицина. Правда там происходит борьба атеистов с религией. Китайцы верили, что существует неограниченная возможность перехода одних жизненных форм в другие, то есть, например, человек мог превратиться в растение, а червь в птицу. Но, с другой стороны, эта вера сочеталась с закреплением выгодных изменений у растений и животных в сельском хозяйстве, то есть у них уже были какие-то зачатки селекции.

С греками (по крайней мере ионийскими) примерно всё то же самое. Они считали основой всего некую «первоматерию». Один философ учил о непрерывности становления бытия, другой считал, что живое порождается водой, третий говорил, что животные и человек произошли из первичной земной слизи. Как ни странно, но те же древние греки предположили, что существуют атомы.

Идея самозарождения противостояла религиозным представлениям. Ярким последователем идеализма был Платон, а его противником — Аристотель, отмечавший единство происхождения животного мира.

Расширение территорий Греции и дальнейший её захват Римом привели к большому развитию естествознания. Предпринимались попытки создать естественную (!) классификацию растений уже тогда, строя её по сходству в существенных признаках.

Естествознание в средневековье

К сожалению или к счастью, по сравнению с представителями древнего мира люди средневековья совершенно недоразвитые (в плане понимания развития жизни).

Переход к феодализму средних веков с господством в нём католической церкви спровоцировал «тёмную ночь для естествознания». Феодально-церковный гнёт уничтожил множество книг, сажал учёных в тюрьмы. Доминировали схоластические школы, допускавшие взаимопревращение видов и самозарождение организмов любой сложности. То есть "бац" — и червь из грязи родился.

Но был один "молодец" — это Арабская империя, которая подчинила себе большие территории и стала центром культуры и научных знаний. Сильно развивается медицина, распространяются работы Аристотеля. Арабы проникают в Европу, и некоторые испанские города становятся распространителями научных знаний.

Позже возрастает мотивация изучения растительного и животного мира с торговыми целями. Открывается множество видов растений, в городах Европы устраиваются ботанические сады. Интерес к естествознанию возвращается.

В эпоху Возрождения доминирует идея неизменности природы, лишь немногие выходили за рамки данного представления (например, Леонардо да Винчи. И Джордано Бруно, если кто его знает). Но именно в этот метафизический этап (то есть XV—XVI вв.) было накоплено множество описательных данных по ботанике и зоологии, которые позволили в XVII—XVIII вв. развивать систематику, делая её менее искусственной.

Развитие эволюционных идей в XVIII и первой половине XIX вв.

На этом этапе началось стремительное развитие знаний о природе.

Открыли половые клетки, изучили стадии онтогенеза, и появился преформизм. Он утверждал, якобы онтогенез — это лишь простой рост, развёртывание уже имеющихся зачатков, а не какое ни развитие.

Потом Гарвей выдвинул противостоящую концепцию эпигенеза, по которой развитие — это возникновение разнородных частей из однородного материала и последовательное образование частей целостного организма.

Одним из наиболее известных деятелей трансформизма (то есть представлений с эволюционным содержанием) в эпоху Просвещения являлся Жорж Бюффон (18 в.). В своих работах он исследует труднейшие вопросы естествознания — историю Вселенной и Земли, возникновение и развитие жизни. Очень подробно описывает изменение рельефа в различные исторические периоды и роль воды в этом. Бюффон в своих трудах подчёркивает мысль о единстве природы, влиянии внешних условий на живые организмы. Он был первым, кто пытался выяснить причины исторической изменяемости видов. В России трансформизм отстаивал, например, М. В. Ломоносов.

Первую глубоко продуманную и относительно целостную концепцию эволюции разработал Жан-Батист Пьер Антуан де Моне Шевалье де Ламарк (ухь...). Однако он не признавал реальность видов, то есть считал, что в усложнении организмов есть стремление от низшего класса к высшему. Учение Ж.—Б. Ламарка — ламаркизм.

За 15 лет до Ламарка мысль об историческом развитии органических форм была изложена дедом Дарвина (Эразмом), но значительно менее детализированно. По Э. Дарвину жизнь возникла из неорганической материи в море в эпоху охлаждения Земли.

Убедительным доказательством общности происхождения всех организмов было открытие у них клеточного строения. В возникшей следом эмбриологии зародышевое сходство Ч. Дарвин рассматривал как одно из доказательств эволюции. Зарождение палеонтологии и исторической геологии также способствовало подтверждению трансформизма. Особое значение в развитии эволюционизма имело появление экологии и биогеографии.

Предшественником Ч. Дарвина считается К. Ф. Рулье, защищавший концепцию трансформизма, отстаивавший единый план строения животных.

Ч. Дарвин создавал свой труд — дарвинизм — в течение многих лет. Изначально не публиковал свои работы, так как осознавал, что его идеи новаторские и могут показаться безумными. С его взглядами совпадало воззрение молодого учёного-соотечественника А. Уоллеса, но исследование этого вопроса он начал гораздо позже.

При создании эволюционного учения Ч. Дарвин использовал именно данные селекции, убедительно свидетельствующие против неизменности видов. Сначала он опубликовал учение об искусственном отборе, чтобы казаться менее сумасшедшим.

Развитие эволюционных учений в последарвиновский период

Даже после широкого принятия дарвиновского учения продолжали появляться последователи ламаркизма. Причины тому в основном две: первая — это простота некоторых положений теории, а вторая— отсутствие «популяционного мышления». Так возник неоламаркизм, который по сути несильно отличался от начальной концепции Ж.—Б. Ламарка.

В конце XIX — начале XX вв. начался период отрицания дарвинизма, так как в природе редко находились переходные формы, трудно было объяснить происхождение сложных органов и т. д. С появлением генетики дарвинизм подвергся ещё большей критике — один учёный считал, что признаки «растворяются» в скрещиваниях, что, конечно же, совершенно неверно, как и доказали позже.

Сильный удар по ламаркизму нанёс А. Вейсман, который обнаружил, что у животных клетки зародышевого пути (половые) обособляются от "обычных" очень рано. Так он возродил дарвинизм, очистив его от формы ламаркизма. "Очищенный" дарвинизм называли неодарвинизмом (или вейсманизмом).

Благодаря ряду открытий в 1937—1939 гг. Ф. Г. Добржанский и Н. В. Тимофеев—Ресовский разработали учение о микроэволюции.

Объединение генетики и дарвинизма произошло в 30-ые гг. XX в. Синтез данных различных дисциплин в биологии в 40-х гг. привёл к появлению обобщающей концепции, которую в 1942 г. Д. Хаксли назвал синтетической теорией эволюции (СТЭ). В основе её лежит теория микроэволюции, которая представляет собой анализ эволюционных преобразований популяции и процесс видообразования. Помимо этого при её создании использовались данные из современных молекулярной биологии и биосистематики.

К сожалению, макроэволюция в основном находится за рамками СТЭ.

В 20-х гг. благодаря В. И. Вернадскому и некоторым ботаникам начинает развиваться экосистемный подход.

После открытия структуры ДНК быстро развивается молекулярная биология, изучаются молекулярные основы изменчивости в эволюции. В 1968 г. японский учёный Кимура выдвигает теорию нейтральности (которая изначально ошибочно воспринималась как противопоставление СТЭ).

Изначально синтетическая теория эволюции сильно подвергалась критике в СССР. Тем не менее теперь господствует именно она, и именно её как доминирующую сейчас преподают во всех учебных заведениях по всему миру. К сожалению, об этом знают далеко не все люди, окончившие учебу во времена СССР.

В этой публикации рассказывается об отличиях СТЭ от дарвинизма, а в одной из следующих её постулаты будут освещены в подробностях. Подпишитесь, чтобы не пропустить, и поставьте лайк во имя просвещения! :)