Если при посещении технических музеев вы быстренько пробегаете только по «крупным» экспонатам вроде автомобилей, танков, самолётов и так далее, не обращая внимание на то, что стоит на стендах по углам, то вы многое теряете.
Иногда там тоже можно увидеть что-то интересное. Например, в музее «Мечта Москвича» на ВДНХ в Москве стоит оригинальный ранний мотор М-408 с коробкой передач в разрезе.
Это позволяет нам подробнее посмотреть на его конструкцию и изучить внутренние элементы.
Для начала вы должны знать, что двигатель М-408 практически не отличался от М-407, который ставился на «Москвич-407».
Естественно, еще меньше он отличался от двигателя М-407Д1, которым комплектовали переходную модель «Москвич-403».
У этих силовых агрегатов был общий блок цилиндров (отлитый из чугуна) и одинаковая размерность цилиндро-поршневой группы.
Двигатель М-408 сохранил преемственность с силовым агрегатом самого первого «Москвича-400», исторически происходящим от немецкого Opel Kadett K38 (изготавливался из той же самой литой заготовки).
У мотора было верхнее расположение клапанов, но распредвал находился внизу.
На фотографии ниже вы видите длинные толкатели клапанов, которые воздействуют на коромысла, позволяя впускным и выпускным клапанам открываться в нужное время.
Сам же распредвал располагался гораздо ниже, практически на одном уровне с коленчатым валом.
Рабочий объём мотора М-408 идентичен М-407 и составляет 1358 кубических сантиметров.
Но если на «407-м» он выдавал 45 лошадиных сил, то модернизированный двигатель М-408 развивал уже 50 лошадиных сил.
Такого увеличения отдачи удалось достичь благодаря установке нового выпускного коллектора и двухкамерного карбюратора К-126 (позднее — К-126П).
Надо отметить, что двухкамерные карбюраторы в то время не были чем-то привычным на автомобилях такого класса.
Низкая степень сжатия (порядка 7 единиц) позволяла заправлять «408-й» низкооктановым бензином А-76 и даже А-72. При этом характеристики мотора практически не менялись в зависимости от марки топлива.
Новый мотор также оказался надёжнее предшественника. Завод рекомендовал его обкатку на протяжении 3000 километров, причем первые 1000 километров нельзя было превышать скорость 70 км/ч.
Масло рекомендовалось менять каждые 2000 километров, а нормальный расход масла составлял примерно 1,25 литра на 1000 километров. (прямо как у BMW, шутка).
В 1966 году «Москвич-408» испытали британские журналисты издания The Motor.
Они отметили, что максимальная скорость (129 км/ч по их результатам измерений) являлась «заслуживающей уважения», а вот динамика разгона показалась недостаточной.
Кроме этого они отметили лёгкий пуск двигателя даже без прикрытия воздушной заслонки.
В 1967 году появился «Москвич-412» с более современным и мощным силовым агрегатом. Тем не менее, выпуск мотором М-408 продолжался до 1982 года.
Им оснащались так называемые «сельские» комплектации автомобилей, для которых была важна простота ремонта и возможность работы на бензине А-76.
«Москвичи-408» комплектовался четырёхступенчатой трёхвальной механической коробкой передач с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой.
Коробка передач была практически точной копией коробки «Москвича--407» за исключением изменённой задней опоры.
Радикально переработан был лишь механизм управления переключателем передач — вал механизма стал трубчатым, концентричным рулевому валу, что позволило значительно уменьшить уровень вибрации рычага по сравнению с отдельным валиком, стоявшим на М-407. Этот же механизм использовался на переходной модели М-403.
Интересно, что до 1972 года рычаг переключения передач находился на руле, а позже был перенесён на пол.
Надо отметить, что тем же экспертам The Motor работа коробки передач на «Москвиче-408» не понравилась.
Они жаловались на шум и на излишние усилия при переключения. Правда есть один момент: экспортные «Москвичи-408» с правым расположением рулевого колеса изначально шли с напольным селектором КПП.
В музее, кстати, представлен один из самых ранних моторов. На его блоке можно увидеть наклейку с номером «ВА0000000198...».
А теперь я бы хотел услышать ваше мнение: какой двигатель вы считаете лучшим: более простой М-408 или более современный М-412?