В прошлые века самым оживленным местом почти любого морского города был порт. Исключением не стал Петербург, где торговые корабли сначала прибывали на «Березовый остров» (он же Фомин, он же Петроградский), а позже на Стрелку Васильевского острова, который оказался более удобным для швартовки и погрузки. Начиная с 1750 года и до начала XIX века на «Стрелку» ежегодно приходило более 1000 кораблей из разных стран.
В конце XVIII веке на Васильевском острове было очень шумно и людно. Огромные корабли, участвующие в перевозке ценных торговых грузов, причаливали к берегу один за другим. Портовые работы шли почти круглосуточно: крики, грохот, шум, гам, толпы зевак, работяг и торговцев. Раньше в импорте преобладали товары, которые предназначались для купечества и дворянства. Огромную часть занимали различные предметы роскоши, а также оружие, табак и другие диковинные иностранные продукты.
В обмен из Петербургского порта отправлялись зарубеж: железо, пенька, свечи, парусина. Стоит отметить, что до начала XIX века Россия являлась почти главным поставщиком металла. Именно с Васильевского острова в Англию отправлялись корабли загруженные ценным уральским железом. Поэтому совсем не удивительно, что здесь царил настоящий шум-гам, а сама «Стрелка» стала одним из самых оживлённых мест города. Именно здесь заключались важные торговые сделки, велись переговоры и происходил обмен опытом. На огромной портовой территории можно было в один момент увидеть людей из разных сословий: русских купцов, иностранцев, местных зевак, детей и простых работяг, которые занимались разгрузкой судов.
Но из-за огромного количества грузовых кораблей, которые имели довольно внушительные размеры, на Стрелке Васильевского острова становилось все теснее и теснее. Было очень неудобно производить разгрузку и погрузку на довольно небольшой портовой площади. В итоге было решено сделать в Кронштадте перевалочную базу, где обновлённые пароходы с глубокой посадкой перегружали грузы на лихтеры, а те уже везли товар в Петербург. В конце XIX века был сооружён новый морской канал, и главный порт был перенесён на Гутуевский остров, а Стрелка Васильевского острова стала постепенно превращаться в культурную и архитектурную достопримечательность.