Напишу сборный пост с обзором самых ярких текстов и событий последнего времени: по одному они внимания не заслуживают, но обсудить хотелось бы.
Антон Долин и Ридли Скотт. Слышали, наверное, что режиссер вдруг разразился руганью в адреса нашего главного редактора журнала "Искусство кино"?
Да, Ридли Скотт хам, поведение хамское. Но Долин в целом вел себя очень посредственно. Он вообще говорит много глупостей. У нас в кино и литературе остались рудименты эпохи условной "Афиши", которые примитизировали культуру, совершили крен вкусов в сторону гедонизма. Первые две строчки в этом списке занимают, конечно, Антон Долин и, как ни странно, Галина Юзефович. Люди, которые потихоньку приучили страну к тому, что искусство должно быть легким и увлекательным. Они повинны в беллетризации культуры. Оба. И тот факт, что я читаю некоторые заметки Юзефович об издательском рынке, не меняет ситуации в целом: она беллетризовала читательские вкусы. Сдвиг в легчайшие миры. Долин то же же сделал в кино. Они сначала сами сдвинулись в сторону обслуживания вкусов широкой публики и стали писать фактически о масс-культуре, а потом вдруг вышло так, что развлекательная масс-культура была объявлена ценной и заслуживающей первостепенного внимания. Пусть хоть Ридли Скотт за это отомстит.
Ну потому что я не люблю, когда люди не знают своего места. На мой взгляд, Антон Долин заигрался, он простовато устроен для того уровня, куда попал
В норме умный человек сам с этой вершины сходит. "Искусство кино", Ридли Скотт - по-моему, это слишком высоко для критика, который долгое время работал на развлекательную культуру. Хоть от хама, хоть от Иафета - получил, и хорошо.
Посмотрела номинантов на журналистскую премию "Редколлегия". Там каждый месяц дают награды за самые важные тексты. В основном у них побеждают лонгриды с описанием конкретных историй. В целом эта премия не вызывает у меня симпатий. Ну хотя бы потому, что я со своими знаковыми текстами туда ни разу не попадала. К примеру, с текстом о голоде в столицах, который был опубликован в "Новой" незадолго до моего выступления по делу Дмитриева. Но, тем не менее, иногда я, пару раз в год, захожу посмотреть, что они выдвигают. Сейчас, например, проверила номинантов за ноябрь. И поняла, что, пожалуй, редколлегии "Редколлегии" мешает агрессивная их либеральность. Я не увидела среди номинантов лучшего и важнейшего, на мой взгляд, текста ноября - "Удивительные люди" Mash. О том, как многодетного отца-тирана, от которого сбежала жена, поддерживали и боготворили волонтеры, а потом оказалось, что он держал своих детей в непереносимом мраке и вечном ужасе. Я считаю, что это огромное упущение.
А по сему, чтобы внести вклад в развитие настоящей журналистике, без либеральной и контрлиберальной шелухи, в понедельник я напишу в "Редколлегию" с предложением номинировать текст "Маша" на премию ноября. Каждый туда может написать. Вот я и напишу. У меня за спиной четыре года колонки в "Новой", а сейчас я считаю важным, чтобы на журналистскую премию был выдвинут текст Mash. Потому что это честно и полезно для всей профессиональной среды. Да, я понимаю, что Mash для них не комм, как говорится, иль фо. И много кто еще. И мода была еще во времена LifeNews воротить нос от неизбежного факта, что у "лайфовцев" были самые лучшие полевики, носившие новости, так сказать, с полей. Ну посмотрим, что они скажут на эту номинацию.
На этой неделе прочитала несколько интересных текстов в Газете.ру. Я вообще, пожалуй, только там регулярно читаю "Мнения". И не потому, что мне интересно, кто у меня соседи - тексты хорошие. На этой неделе меня удивил дебют Юлии Меньшовой. Я ее отметила еще в фильме Юрия Дудя про "Ширли-Мырли", она высказала достаточно сложное мнение о фильме, мне это понравилось. Правда, тоже что-то говорила про эпоху возможностей. А позавчера у Меньшовой вышла колонка про постсоветский феминизм. Пример, когда с текстом не согласен, но прочитал с удовольствием - хорошо написано. В нем Меньшова пишет, что ее не касалась проблема домогательств, потому что, когда ее склоняли к нехорошему, она вставала и уходила. Увы, Юлия Меньшова забыла сказать, что у нее был оскароносный папа, потому она могла себе позволить развернуться и уйти. Но, увы, многие не могут. Я на примере горе-политтехнолога показала, как это работает: если ты с первого класса идешь к цели, а потом у тебя на пути встает непонятно кто, сложно развернуться и уйти, бросив ему под ноги свое будущее.
Еще один текст тоже в Газете.ру - Дениса Драгунского. О том, что сегодняшняя агрессивная диктатура меньшинства очень напоминает наши советские традиции. Мне текст понравился. И, прежде всего, возможностью, конечно, встать и похвастаться, что я давно уже про это писала. И был у меня два года назад там же текст о новой цензуре как современном большевизме. Прямо о том, о чем пишет сейчас Денис Викторович.