Найти тему

Введение во храм – красивая сказка

Историчность этого события абсолютно минимальна. Единственное, что можно более-менее достоверно утверждать, что Мать Иисуса Христа – Мария действительно жила примерно в то самое время, в тех самых краях. Но дело даже не в том, что у нас нет никаких объективных подтверждений событий этого праздника, так бывает со многими спорными событиями в истории. Просто предлагаемая версия введения во храм существенно противоречит всему, что нам известно об истории и организации иудейского культа. Начнём с того, что второй иудейский храм имел жёсткое функциональное зонирование и Мария не могла пройти далее так называемого «женского двора». Последний был отгорожен от прочих зон воротами. Допустим на минуту, что по какому-то стечению обстоятельств нарушение границ всё-таки произошло. Трёхлетнему ребёнку свойственно любопытство и у него совсем отсутствует осмысленное восприятие понятия «женский двор». Предположим, что двери были приоткрыты и Мария из любопытства заглянула в щёлочку. Вполне понятное детское поведение. Но по преданию, девочку сопровождала целая процессия – родители, родственники, свита из других девочек и девушек с зажжёнными свечами. Взрослые то женщины должны были понимать, что дальше нельзя, а если что, то весьма внушительная храмовая стража быстро бы объяснила им, что к чему.

Тициан. Введение Девы Марии во храм (1534-1538). Венеция, галерея Академии. Фрагмент
Тициан. Введение Девы Марии во храм (1534-1538). Венеция, галерея Академии. Фрагмент

После «женского двора» шла территория, куда допускались лишь мужчины-иудеи (двор Израиля), а потом, так называемый священнический двор (я думаю, тут всё понятно). Таким образом, процессия Марии и сопровождающих её лиц, в полном составе не добралась бы даже до тех ступеней храма, по которым произошло восхождение, описываемое в предании (они находились внутри священнического двора).

Тициан. Введение Девы Марии во храм (1534-1538). Венеция, галерея Академии
Тициан. Введение Девы Марии во храм (1534-1538). Венеция, галерея Академии

А уж то, что рассказано дальше, и вовсе невероятно. И я говорю не про подъем по лестнице, здесь, опять-таки всё легко укладывается в рамки хорошей детской непосредственности. Первосвященник сам (!) вводит девочку во Святая Святых. Наверное, надо хорошо понимать, что это значит. На протяжении всей истории второго храма зафиксирован только 1 случай «несанкционированного проникновения» во Святая Святых – в 63 г. до н.э. это сделал Помпей, великий римский полководец.

Тициан. Введение Девы Марии во храм (1534-1538). Венеция, галерея Академии. Фрагмент
Тициан. Введение Девы Марии во храм (1534-1538). Венеция, галерея Академии. Фрагмент

Как вы думаете, неужели второй случай в истории (если он действительно был) не нашёл бы отражения в летописях? Столь исключительное событие полностью прошло мимо внимания современников? А что первосвященник? Напомню, что это – должность, и должность сменяемая, а не абсолютный монарх. Да допусти он такое вопиющее нарушение (ему и самому-то было туда нельзя), неужели это бы не вызвало всеобщего возмущения, смены первосвященника и прочих подобных последствий? Но опять никаких следов в истории. В общем, всё – от начала до конца – вымысел, сказка.

Но сказка, согласитесь, очень красивая. Исполнение обета – посвящения дитя Богу. Торжественная процессия в Иерусалим. Чего стоит одно только «факельное шествие» девочек со свечами. Мария, не оглядывающаяся на родителей и легко взбегающая по большим ступеням храма. Откровение первосвященнику, дерзнувшему нарушить один из самых строгих запретов. Такие художественные подробности сделали бы честь любому литературному произведению.

Тициан. Введение Девы Марии во храм (1534-1538). Венеция, галерея Академии. Фрагмент
Тициан. Введение Девы Марии во храм (1534-1538). Венеция, галерея Академии. Фрагмент

А главное, в этой красивой сказке есть смысл. Надо только найти его. И искать нужно не там, где ищут обычно, в витиеватых византийских толкованиях о том, что Мария есть новый храм (читай новый культ больше старого) и прочих словесных аллегориях. Смысл этот, как и положено в настоящем христианстве прост и понятен. Человек больше любого храма, любого культа, любых запретов. Сын Марии потом разъяснит это окончательно и бесповоротно. Несмотря на то, что пришедшие потом поколения «толкователей» опять будут пытаться повесить изрядно заштопанную завесу и устроить новые «не входить», окончательно вытравить этот смысл из истории невозможно. Святая Святых вполне доступна человеку. И не только один раз, в виде исключения, а постоянно.

Антон Файстауэр (1887-1930, Австрия) Мария, проходящая по двору храма. 1923. Бельведер, Вена
Антон Файстауэр (1887-1930, Австрия) Мария, проходящая по двору храма. 1923. Бельведер, Вена