Тарик Сирил Амар , историк из Германии в Университете Коч в Стамбуле , работающих на России, Украины и Восточной Европы, истории Второй мировой войны, культурной холодной войны и политики памяти.
В то время как растущий ссор Украины с Россией в последние дни почти не выходил из заголовков газет по всему миру, две новости, происходящие ближе к дому, проливают свет на битвы, которые ведутся внутри страны с самым богатым человеком страны.
В прошлом месяце президент Владимир Зеленский использовал пресс-конференцию, чтобы объявить о том, что против него готовится государственный переворот, и его соперник-миллиардер Ринат Ахметов играл в нем ведущую роль. Рассказ Зеленского был бессвязным и запутанным: было непонятно, в чем именно он обвинял олигарха, а источники президента оставались неясными. Но это звучало не только странно, но и угрожающе. Ахметов отверг «ложь» президента, и «переворот» не состоялся в назначенную дату, что немного похоже на пророчество отчаявшегося лидера культа Судного дня.
Вторая история, которая развернулась в течение нескольких дней после первой, изображала Ахметова подозреваемым в том, что он тайно пытался заручиться поддержкой кандидатов в балете за президентство Украины, то есть против Зеленского. Ходили слухи о поездке Ахметова в столицу Литвы Вильнюс вместе с полдюжиной тяжеловесов украинской политики и СМИ, включая бывшего министра внутренних дел Арсена Авакова и двух самых влиятельных киевских журналистов и телеведущих, Дмитрия Гордона и Савик Шустер. Их всех объединяет то, что они являются ярыми противниками и резкими критиками Зеленского.
Детали дела менее интересны, чем неоспоримый факт, который он демонстрирует. После не одной, а двух нерегулярных смен режима - «Оранжевой революции » 2004 г. и Майдана 2014 г., которые называли себя революциями и обещали радикальную перезагрузку украинской политики, одно не изменилось: а именно чрезмерное влияние небольшой группы. очень богатых мужчин. И да, это почти исключительно мужчины . Концентрация того, что экономисты сухо называют «влиятельной собственностью» , в Украине остается экстремальной. До «Евромайдана» на 50 самых богатых людей страны приходилось 45 процентов ее ВВП.
Это правда, что Зеленский и его партия «Слуга народа» недавно протолкнули в парламент закон, демонстративно направленный на «деолигархизацию». Его суть проста: создать реестр - на самом деле черный список - олигархов и исключить перечисленных из определенных видов деятельности, таких как финансирование партий и участие в приватизации. Теоретически олигархи сохранят свое богатство, но больше не смогут злоупотреблять им для покупки политической власти.
Однако самопровозглашенная «деолигархизация» Зеленского не только потерпит неудачу, но и ухудшит положение. На самом деле закон будет способствовать политизированному выбору. В рамках крупной кампании, начатой весной, черный список олигархов будет служить не стране, а Зеленскому, что позволит ему нацеливаться на олигархов, которых он боится, одновременно продвигая тех, кто сотрудничает. Даже обычные киевские сторонники из лоббистской группы НАТО «Атлантический совет» признали, что новый закон не такой, каким кажется.
Точно так же недавний обширный отчет Европейской аудиторской палаты ЕС также пришел к трезвым выводам. Не только украинское правительство, но и Брюссель не смогли повлиять на то, что в отчете называется «крупной коррупцией». По мнению аудиторов , Брюссель «давно знает о связях между олигархами, высокопоставленными чиновниками, политиками, судебными органами и государственными предприятиями». Но, не сумев разработать «реальную стратегию» для решения проблемы, она была «неаккуратной» в том, что требовала от Киева, и «чрезмерно позитивной» в своих оценках. «Великая коррупция и захват государства» остаются«Эндемик Украины; они не только препятствуют конкуренции и росту, но и вредят демократическому процессу ».
Столько иллюзий, что одной особой ассоциации с ЕС будет достаточно, чтобы наконец перевернуть столы с украинскими олигархами и их практиками. Членство в ЕС, если оно когда-либо произойдет, вряд ли пойдет лучше.
Олигархия снова здесь, чтобы остаться в Украине. Это важно по двум причинам: одна сильно сожалеет, другая слишком мало замечает. Очевидная опасность для Киева. Демократии угрожают не только авторитаристы, но и влияние богатых покупателей. Это проблема, которая объединяет восточноевропейскую нацию с самой крупной олигархией из всех - США. В этом смысле Украина действительно присоединилась к Западу.
Другая, менее очевидная опасность касается других стран. Потому что то, что происходит в Украине, не остается в Украине. Напротив, деятельность ее олигархов неоднократно затрагивала ее партнеров и спонсоров на Западе. Давайте быстро рассмотрим три примера:
Бывший деловой партнер и сторонник президента Зеленского, Игорь Коломойский, например, только что упомянул в сообщениях о его предполагаемом крупномасштабном отмывании денег в Соединенных Штатах. Помимо связей с Зеленским, Коломойский также является одним из самых влиятельных и противоречивых украинских олигархов. В настоящее время он находится под американскими санкциями, участвуя в сложных юридических баталиях в Украине за свой бывший Приватбанк (ныне национализированный), который, по обвинению украинских критиков и Министерства юстиции США , он использовал для хищения миллиардов .
Бывший партнер Коломойского Геннадий Боголюбов, также связанный с Приватбанком , давно вызывает ужас среди борцов с коррупцией в Великобритании. Они ставят под сомнение его быстрое получение сначала специальной инвесторской визы, а затем британского гражданства, а также элитной недвижимости.
Самый известный случай ответной реакции украинской олигархии - это непрозрачные связи между конгломератом Burisma, принадлежащим Николаю Злочевскому, и Хантером Байденом, сыном нынешнего президента США Джо Байдена. Хотя ничего криминального не было доказано , нет никаких сомнений в том, что эти связи вызвали ужасный резонанс в политике США, особенно во время последней избирательной кампании. В то время как тогдашний президент Дональд Трамп и его помощник, опальный адвокат Руди Джулиани отчаянно пытались найти компромат на Хантера и его отца, новость, которая могла навредить Байденам, была намеренно маргинализована в социальных сетях.
Если у вас есть твердые убеждения относительно того, кто здесь прав, а кто нет, пожалуйста, забудьте их и на мгновение сделайте шаг назад. В этом деле важнее всего не то, кто виноват (больше всего), а тот простой, но действительно захватывающий дух факт, что фрагмент украинской олигархической культуры быстро и легко вторгся в политику самого могущественного государства на Земле. Особенно встревожены те, кто постоянно обеспокоен предполагаемыми попытками России повлиять на американскую политику. Но почему-то нет, что еще более тревожно.
Масштабная коррупция и олигархия в Украине, будучи тесно связанными явлениями, обычно преподносятся как находящиеся под угрозой со стороны новых партнеров и спонсоров страны на Западе. Как только ЕС и США предложат руку помощи, а иногда и наказания, это удивительно наивное ожидание исчезнет, и украинские реформаторы, наконец, одержат победу над темными силами денег, лоббированием стероидов и преступностью.
Но на самом деле это открытый вопрос, кто-кого. До сих пор олигархи Украины доказывали одно - свою выдающуюся стойкость. Как группа, и в основном индивидуально, они легко переносят смену режима, они адаптируются и процветают как дома, так и за рубежом. Запад, которому не привыкать к коррупции и покупке влияния, показал себя не только слабым в борьбе с ними, но и открытым для их денег и влияния. Украинская олигархия не может длиться вечно. Но слухи о его гибели очень преждевременны.