Под таким заголовком в газете «Медицина Дагестана» от 04.12.2020 г. была опубликована статья врача-пульмонолога клиники "Джамси" С.Х. Ахкуева, в которой Серажутдин Хизриевич поделился с коллегами собственным опытом работы и представил «на суд читателю» эффективный авторский метод ведения ковидных больных. Поскольку статья получила многочисленные отклики и просьбы продолжить диалог, мы решили вновь вернуться к этой теме.
Уважаемый мною японский ученый Кацудзо Ниши как-то то сказал: "Если государство, в силу разных причин, не может позаботиться должным образом о здоровье нации,—это должны сделать мы сами". По мнению Кацудзо Ниши оздоравливать и лечить нужно организм в целом, а не отдельные органы. Человек является существом, в котором дух и тело слиты в единое целое. Если вы не считаете, что человек — это неделимое целое, вам закрыт путь к успеху. Невозможно лечить тело, не принимая во внимание состояние души и наоборот.
Коронавирус — достаточно давно известная инфекция, главная проблема — новые штаммы, и не исключено, что они рукотворные. Коронавирус впервые был описан в учебнике по инфекционным болезням в 1978 г. В последние годы бактериальных инфекций становится значительно меньше, практически нет гриппа, но из-под него вылез коронавирус, с которым мы не встречались более 40 лет.
Система здравоохранения лечит по схемам, протоколам, принятым более полутора лет назад, что, возможно, и приводит к высокому проценту инвалидности и смертности среди данной категории больных. Для специалистов остается загадкой болезнь, против которой до сих пор еще не найдено подтвержденной мировым сообществом вакцины или эффективных лекарств, несмотря на то, что врачи во всех странах исследуют вирус и постоянно делятся своим опытом. Современная медицина оказалась не готова к такому явлению. Мы столкнулись с непонятной ситуацией, и нет четкой, утвержденной ВОЗ, методики ведения ковидных больных.
В основной своей массе врачи, видя R — скую картину и нарастающую тяжесть состояния больного, с прогрессирующей одышкой, назначали по 2–3 антибиотика, по несколько противовирусных препаратов, иммуномодуляторов, иммунодепрессантов, ухудшая этим иммунный статус организма.
Я полагаю, что диагноз — «Вирусное поражение организма COVID‑19, осложненное диффузным тромбозом вен и уплотнением легочной ткани по типу матового стекла»,— более точно отражает реальность.
Нужно осознать, что при COVID — 19 поражается капиллярная сеть всего организма, а не только легочной ткани.
«Матовое стекло» — рентгенологический симптом, который встречается при ряде заболеваний, когда имеет место интерстициальное поражение легких, характерным симптомов которых является нарастающая одышка.
В начале пандемии, отметив скорость распространения эпидемии, объективную и R — скую картину, я обратился к своим коллегам с просьбой надевать маски, так как очень настораживала клиническая картина, не соответствующая степени выраженности изменений в легких. При картине двухстороннего (от 10% до 50%) поражения легких, аускультативно не прослушиваются хрипы, участками ослаблено дыхание, нарастает одышка и при этом налицо картина острого вирусного поражения организма. Первоначально, у меня возник вопрос о системном заболевании легких неясного генеза с непонятным вирусным сопровождением. Клинически и R‑ски картина была схожа с саркаидозом легких, который иногда проходит бессимптомно. Временами, у больного саркаидозом легких появляется субфебрильная температура тела, особенно в случае присоединения неспецифической инфекции бронхиальных путей, ощущение слабости, дискомфорта и боли в области грудной клетки. При саркаидозе, как и при «ковиде», у всех больных, в той или иной мере, выражена дыхательная недостаточность: одышка при физической нагрузке, а затем и в покое, сухой кашель, боли за грудиной, могут иметь место артриты, R — ски — образование в пораженных тканях легких ограниченных очагов воспаления, множественные пятна, имеющие двустороннюю симметрию. Происходит очаговое помутнение по типу матового стекла — «альвеолярный саркоидоз». Выявляется значительный диффузный фиброз легких. Учитывая вышеперечисленные факты, я решил применить комплексное лечение, которое используется при саркаидозе + пневмонии + при системном вирусном поражении организма.
И этот метод лечения оправдывал себя. Мои больные выздоравливали. Главное—нельзя паниковать и отключать свой рассудок. Очень важно определить, где и как проявится вирус, где он даст осложнения. К сожалению, при лечении новой коронавирусной инфекции, мы очень мало уделяем внимания иммунной системе, которая эффективно уничтожает эти возбудители при их попадании в организм, через дыхательный тракт, через легкие. Наша иммунная система состоит из двух частей: врожденной (неспецифической) и адаптивной. Неспецифическая иммунная система образует первый барьер: кожу, слюну, желудочный сок, кишечную слизь, мерцательный эпителий и предотвращает прикрепление микроорганизмов к тканям. Адаптивная — состоит из слизи в основном вырабатываемых клетками кишечника и эпителия легких —80% иммунной системы сконцентрированы в тонком кишечнике в виде лимфоидной ткани. Иммуномодуляторы не приводят к уничтожению вируса, мы добавляем их к базисной терапии для устранения дефекта в работе иммунной системы и с целью смоделировать адекватный иммунный ответ. Их можно применять на любом этапе болезни и реабилитации. Возбудитель COVID — 19 очень чувствителен к интерфероновому статусу каждого человека. Наиболее изученным свойством интерферона является его способность препятствовать размножению вирусов. Но в случае COVID‑19 не все так просто. Боюсь, вам никто не скажет, что будет через неделю или через две. Так устроена эта болезнь, эта пандемия. Вирус крайне необычный и даже загадочный. Поэтому, в своих назначениях я обозначил основное направление в лечении этого заболевания — к комплексному восстановлению иммунитета организма.
Я не специалист в области биологии, не эпидемиолог, но из того материала, который я проработал, составленной цепочке событий из звеньев происходящего, на основании фактов и моего личного опыта и мнения, хочется добавить свои выводы и предложения.
Я никому ничего не навязываю, я представляю лишь информацию к размышлению, а выводы делайте сами.
Мой авторский метод ведения ковидных больных, показал свою эффективность, что подтверждают более 2 тысяч исцеленных пациентов разных возрастов и с разной степенью вирусного поражения. Практически через 2 недели, они вернулись к привычному образу жизни и ни у одного из моих пациентов не наблюдалось ухудшения их состояния. При контрольном лечении группы больных с одинаковым поражением легких применение препаратов «Морского ежа», «Тинростима» и «Морского целителя» показало значительное улучшение состояния. Уже практически на 10-й день значительное количество больных возвращались к активному образу жизни. После Ковида организм сильно ослаблен в течение последующих 3-х месяцев. Больные часто испытывают головокружение, слабость, снижение памяти, психогенные нарушения и т.д. Поэтому, я рекомендую после проведения предложенного мною курса лечения, продолжить основную терапию по реабилитации капиллярной сети организма. Естественно, что лечение для каждого больного должно быть индивидуальным, учитывая общее состояние больного, возраст и наличие хронических заболеваний!
Запомните! COVID —19 это не вирус — убийца, а заболевание, которое хорошо поддается лечению.
Моя методика комплексного лечения организма:
- Азитромицин — 500 по 1 тб — 1 раз в день в течении 3 дней;
- Дексаметазон — 4 мг в/м — 2 раза в день в течении 5 дней;
- Клексан — 0,4 п/к, 1 раз в день, № 7;
- Милдронат — 500 по 1 тб — 3 раза в день в течении месяца;
- Аскорутин — 50 мг по 1 тб — 3 раза в день в течении месяца; или аскорбиновая к — та 6,0 в/в на физ р-ре № 10;
- Бромгексин по 1 тб — 3 раза в день в течении 15 дней;
- Неовир — 250 на 2,0 новокаина в/м через день № 5. Чередовать через день с Деринат — 5,0 в/м № 5.
- Виферон — 500 свечи по 1–2 раза 10 дней, перерыв 10 дней, повторить 10 дней.
- Однократно, вечером, через 30 мин после еды: растолочь 3 тб Ацетилсалициловой кислоты + Сок выжатых 2 лимонов + 3 ст ложки растолченных ягод калины + 2 ст л малинового варенья + 2 ч л меда, развести в 300 гр теплой воды и выпить. Со следующего дня тот же коктейль, только добавлять 1 тб размельченного аспирина и сок одного лимона. Пить 3 раза в день в течении 5 дней.
- 1 тб Афабазола + 1 тб Персена, запиваем Валокордином — 10 кап на 50 гр воды. В течении 1–2 месяцев.
- Содовые ингаляции: по 3 ингаляции в день в течении 5–7 дней с добавлением 1 ч.л. сока чеснока. Можно чередовать с Эвкалиптом.
- «Морской целитель» — в его составе трепанг, кукумария, является аналогом морского женьшеня. Активизирует иммунную систему.
- По 1 ч л на 50 гр воды 1 раз в день перед приемом пищи в теч. 15 дн.
- Экстракт «Морского ежа» — источник антиоксидантов, препятствует образованию тромбов. По 1 ч л на 50 гр воды 3–4 раза в день, 15 дн.
- «Тинростим» — для профилактики вирусных и бактериальных заболеваний, обладает иммуномодулирующим действием. По 1 тб — 2 раза в день под язык. 15 дн.
Известно, что самый точный диагноз ставят не врачи, а патологоанатомы после вскрытия пациента. В данном случае за ними последнее слово. Благодаря их исследованиям мы узнали, как именно коронавирус выводит из строя жизненноважные функции. Теперь точно известно, что поражение лёгких при коронавирусной инфекции не является пневмонией, а имеет место диффузный тромбоз вен, в лёгочной ткани начинают развиваться склеротические изменения, при которых она замещается плотной соединительной тканью, по типу рубцовой. Участки рубцовой ткани полностью выключены из газообмена. У больных развивается хроническая дыхательная недостаточность.
Применение антибактериальной терапии.
Применение антибактериальной терапии Показанием для применения антибиотиков при COVID — 19 являются убедительные клинико-лабораторных признаки присоединения бактериальной инфекции. Хотя эффективного лекарства против COVID — 19 в мире нет, но, в предложенном мною подходе, он поддается лечению. Главное — это применение антикоагулянтов на ранних стадиях. Хотя антибиотики на вирус никак не действуют и их принимать не логично, я назначаю азитромицин, поскольку он, в достаточной мере, безопасный антибиотик, с иммуномодулирующим эффектом.
Нет гарантии, что бактериальная инфекция не присоединится позже, особенно у больных с ХОБЛ, БА, диабетом и пациентов, старше 65 лет, так как у них имеются хронические болезни. Я неоднократно обращался к коллегам не назначать более 1 антибиотика. Но на фоне «антибактериального психоза», большинство больных и даже некоторые коллеги относились к моим обращениям отрицательно. Все понимают, что бесконтрольное употребление антибиотиков приведет к глобальной угрозе, связанной с распространением супербактерий, но продолжают, к сожалению, под давлением стандартов, их назначать без серьезного повода! Тем самым, мы растим новое поколение микробов, умных, изворотливых, коварных. Из-за COVID‑19 ситуация ухудшается на фоне бесконтрольного и необоснованного лечения антибиотиками. Остается насущным вопрос о применении гидроксихлорохина, плаквенила, иммарда. Научное сообщество множество раз говорило о неэффективности, о возможном риске серьезных осложнений, но они остаются в списках назначений, несмотря на свою кардиотоксичность!
Вентилируемое помещение.
К сожалению, мы остались заложниками стандартных методов лечения. По моему личному опыту и убеждению больные не должны госпитализироваться в стационары при легкой и средней степени поражения COVID — 19, наши стационары не приспособлены для больных с такой патологией. Это инфекционные больные и они должны находиться в специализированных условиях. Когда в палатах лежат больные с поражением от 5% и до 80%, с закрытыми окнами и дверями, без вентиляции, происходит большая вирусная нагрузка на всех. Плюс психологический фактор. Больной с 10% поражением видит тяжелого больного с 70% и, естественно, это приводит к психогенной панике. В последнее время многие специалисты констатируют факт неэффективности симптоматического лечения коронавирусной инфекции у тяжелых больных. Но другого, к сожалению, в руках врачей пока нет. Кто-то берет на себя ответственность, отходя от общепринятых стандартов лечения, чтобы спасти больного; кто-то не решается это сделать, так как, увы, доктора не защищены ни от родственников (в случае неблагоприятного исхода болезни), ни от «буквы закона», которая обязательно найдет злоупотребления в действиях врача, превысившего должностные полномочия. Хочу предупредить о том, что схема лечения выдвинута мною на обсуждение с коллегами, и не является руководством к его применению.
Профилактика
Цель написания этой статьи — это донести точку зрения практикующего врача и уделить внимание профилактике данного заболевания. У нас, к сожалению, кроме масочного режима и ограничения контактов с людьми ничего не предлагается. Изначально нам говорили, что прививки защитят от вирусного поражения, теперь говорят, что прививки облегчают течение заболевания. Далее, возможно, появится иная причина применения прививок. Как практикующий врач, я, по определению, никак не могу быть против прививок. Но я, не увидев пациента и клинику его заболевания, также не могу утверждать, что лучше для конкретного пациента, нужно ли ему вакцинироваться или нет. В качестве профилактики, уже более года я предлагаю всем своим знакомым, утром, перед выходом из дома, закапывать в нос по 2 капли прополисного масла и смазывать нос прополисной мазью. В тех семьях, где это применяли, не было случаев заболеваний!
Открытое обсуждение
COVID‑19 это общая беда и решать ее нужно всем вместе.
Я считаю, что должны быть открытые дебаты, где будут представлены все эксперты, без какой-либо цензуры. Информацию от практикующих экспертов, действующих на «передовой» можно найти почти исключительно с помощью целенаправленных поисков в интернете или альтернативных новостных источниках, но не в ключевых средствах массовой информации. Я призываю коллег к открытому обсуждению, в котором могут высказаться все заинтересованные лица.
Учитывая, что единого стандарта лечения не существует, хотелось бы предложить в вашей газете открыть страницу, где еженедельно медицинское сообщество Дагестана — профильные специалисты, профессора, врачи, медсестры, делились бы своими наблюдениями в лечении больных с данной патологией и рекомендовали на основании своей практики вносить дополнения и изменения в терапию больных.
Мнение каждого человека очень ценно для нас в будущем.
Не нужно стесняться и бояться высказывать свое мнение по данному заболеванию, только вместе мы победим!
«Наши сомнения — это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы, возможно, могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать» (Уильям Шекспир).