Найти в Дзене
GQ – мужской журнал

«Дом Gucci»: семейный портрет в интерьере

Черная комедия, замечательная сатира, высмеивающая высшее общество и его нравы.

Патриция Реджани (Леди Гага) всегда мечтала стать успешной. И не просто успешной, а завоевать весь мир. Однажды на случайной вечеринке она знакомится с молодым наследником семьи Гуччи по имени Маурицио (Адам Драйвер). Патриция решает во что бы то ни стало завоевать застенчивого мужчину, и вскоре ей это удается. Хотя глава семейства Рудольфо (Джереми Айронс) против брака своего сына с дочерью директора провинциальной транспортной компании, его брат Альдо (Аль Пачино) и племянник Паоло (Джаред Лето) решают принять Патрицию и позволить ей войти в дела модного бренда. Вскоре амбициозная девушка начинает настраивать членов Гуччи против друг друга, чтобы в конце концов самой возглавить семью.

-2

Спустя всего месяц после премьеры средневековой драмы «Последняя дуэль» Ридли Скотт выпускает вторую картину, которая полностью противоположна первой по стилю и замыслу. «Дом Gucci» – классическая драма о семье и наследстве, которое неизбежно вызывает споры и склоки. Сюжет картины основан на реальной и действительно безумной истории убийства Маурицио Гуччи, произошедшей в 1995 году. Как оказалось, его «заказала» бывшая жена, которая страшно обиделась на него за развод и вместе с подругой-гадалкой (ее в фильме сыграла Сальма Хайек) задумала решить проблему «по-сицилийски».

Ридли Скотт любит истории о сильных женщинах на грани и с недавних пор интересуется жизнью сильных мира сего. Но если фильм «Все деньги мира», печально известный инцидентом с «удалением» Кевина Спейси, получился безжизненным и незапоминающимся, то «Дом Gucci» исправляет многие его ошибки. Прежде всего это действительно очень смешная история, доведенная почти до гротеска. И актеры играют свои роли соответствующе.

-3

В «Доме Gucci» Скотт показывает умирающий мир аристократов, высокого искусства, вкуса и стиля. На смену ему приходят «плебс» и коммерция. Историей семьи Гуччи режиссер иллюстрирует социальные изменения в мире: как высокое становится массовым, а жажда власти и денег делает людей мелкими, склочными и завистливыми. Лицом уходящего мира в фильме становится Рудольфо, сыгранный Джереми Айронсом. Он завесил свой дом картинами Климта, смотрит старые немые фильмы с пленки и с ностальгией вспоминает о великом прошлом, когда к нему в гости ходили Кларк Гейбл и Грейс Келли. Его сыну Маурицио весь этот аристократический лоск поначалу претит, он ищет простой жизни, наслаждается работой мойщиком автомобилей и не хочет ввязываться в дела семьи. Однако Патриция упорно подталкивает мужа к действию, настраивает его против других Гуччи и с его помощью сама в какой-то момент берет бразды правления.

Интересно, что Ридли Скотт во многом воспроизводит в «Доме Gucci» сюжет «Крестного отца» (появление Аль Пачино тоже создает нужные ассоциации). Маурицио, как и Майкл Корлеоне, сперва хочет остаться в стороне, но потом становится самой грозной главой семьи. Адам Драйвер очень хорошо показывает эволюцию персонажа от скромного и неуверенного в себе студента до подтянутого, высокомерного бизнесмена, который, как и отец, обожает роскошь и искусство. В этот-то момент и происходит их размолвка с Патрицией, которая так и осталась провинциалкой в его глазах. Нужно сказать, что Леди Гага великолепна и страшно обаятельна в «Доме Gucci». Ей удалось во всей красе показать наглую хамку, которая, как лиса в овечьем стаде, начинает пожирать одного Гуччи за другим. Актеры в фильме прекрасно сыгрались. Особенно трогательными получились отношения между героями Аль Пачино и Джареда Лето – отцом и сыном. Лето выглядит поистине ужасно и мерзко с мешком грима на лице и теле. Но порой его становится искренне жалко. «Ты мой идиотик», — нежно называет его папа.

-4

В «Доме Gucci» много первоклассно поставленных сцен и актерских работ. Однако картине очень мешает большой хронометраж длиной в два с половиной часа. Будь картина короче, смотрелась бы она на одном дыхании. К сожалению, к середине фильм сильно буксует, сюжет топчется на месте. Отсюда же возникает и, пожалуй, главный его недостаток. С одной стороны, «Дом Gucci» – черная комедия, замечательная сатира, высмеивающая высшее общество и его нравы. С другой – семейная драма, в которой угадывается нелестное высказывание автора о современном искусстве, моде и человеке. И сочетать оба стиля Ридли Скотту не слишком удалось, и в какие-то моменты картина вызывает недоумение – смеяться нам или плакать?

Прежде всего «Дом Gucci» – триумфальная роль Леди Гаги, сумевшей создать на экране неожиданный образ сильной женщины, которая одинаково прекрасна и ужасна. Одним своим безумным итальянским акцентом она сокрушает мир аристократов и высокой моды, и ради этого явно стоило снимать картину.

-5

Автор: Кирилл Горячок