Найти тему
Александр Шуравин.

Литературный ТРИЗ: Как написать книгу в жанре фантастики

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Для начала нужно родить какую-нибудь фантастическую идею (если ее, конечно у вас еще нет). Если есть, то все равно прочите нижеописанное, потому что та же самая методика поможет родить идею для части книги, для главы, для абзаца (или даже для отдельного предложения). А суть методики вот в чем: берем любой объект или событие и начинаем мысленно вытворять с ним всякие непотребства (зачеркнуто) мысленные эксперименты. Событие или объект можно взять вообще любые. Те, которые вам понравятся. Те, которые следуют из контекста (если вы, например, ломаете голову над тем, о чем писать следующую главу или абзац). Да просто открыть первую попавшуюся под руку книгу на случайно странице и прочитать случайную фразу.

Вот несколько примеров того, над чем можно проводить мысленные эксперименты:

· Сюжет уже существующей книги или фильма.

· Планета.

· Какой-то персонаж из книги или фильма.

· Какой-нибудь человек (вы, ваш знакомый, друг, или вообще случайный прохожий).

· Дом, комната или какое-нибудь иное место.

· Вещь, предмет.

· Человечество.

· Галактика.

· Праздник, совещание, поездка.

В общем, предметом для мысленного эксперимента может быть все что угодно.

Что с ним можно сделать? Тоже все что угодно. Например:

· Переместить в иное место (время, параллельный мир, в другую галактику).

· Изменить размер (увеличить, уменьшить).

· Изменить масштаб пространства или времени.

· Добавить новые качество (способности).

· Отнять существующее качество.

· Заменить какой-либо элемент рассматриваемого предмета. Если это человек, то можно поменять цвет волос, например.

Можно даже сделать одинаковые карточки с предметами и действиями и тянуть их наугад, чтобы выбрать ситуацию для мысленного эксперимента. После этого пытаемся объяснить полученное сочетание, или представить, как будут развиваться события дальше. При необходимости повторять этот же прием снова и снова, чтобы нафантазировать сюжет, место действия и героев.

Например, при помощи генератора случайных чисел я выбрал планету и замену элемента. Теперь выберем конкретную планету. Можно так же нарисовать карточки и вытянуть случайную, а можно взять планету, о которой вам хочется написать. Можно и Землю взять. Хорошо, пусть будет Земля. Изменим, например, силу тяготения. Теперь пытаемся объяснить. Например, это вовсе не Земля, а другая планета, похожая на Землю. Там есть моря, океаны, и жизнь, конечно же. Может быть, даже разумная. Другое объяснение: на Земле внезапно изменилась сила тяжести. Почему? Изменились законы физики. Почему? Боженька поменял (или рептилоиды, метасущество, вершители из Запределья). Зачем? Ну, он решил уничтожить старый мир и создать новый мир (мир 2.0), а Землю ему было жалко выкидывать, он решил сохранить ее, поместив в новую Вселенную. А что при этом произошло на самой Земле? Включаем бурную фантазию, представляем все это и вуаля, у нас готов сюжет для очередной фантастической книги. В случае первого варианта (это не Земля) можно написать о путешествии к другой планете на звездолете. Или телепортироваться туда через портал. А может это они к нам прилетели. Это уже дело вкуса и фантазии.

Идея готова. Что дальше? Дальше развиваем ее. Допустим, наша идея «летим на планету земного типа на звездолете». Выбираем время (эпоху). Это может быть наша эпоха, тогда надо придумать, откуда взялся звездолет. Напрашивается пока только один вариант, он достался нам от инопланетян. Но тут возможны варианты. Инопланетяне прилетели и терпят крушение. Но наши ученые каким-то волшебным образом сумели починить звездолет. Или звездолет пролежал в земле миллионы лет и был найден археологами. Для правдоподобности можно придумать, что инопланетяне, летевшие на звездолете, где-то на просторах Галактики подхватили смертельную (для них, но не опасную для землян) болезнь. Они умерли, а Искусственный Интеллект звездолета принял решение совершить аварийную подсаку на Землю. Или другой вариант. Инопланетяне повздорили между собой и поубивали друг друга.

Допустим, сюжет готов. Что дальше? А дальше мы выдумываем детали, персонажей, приключения.

Например, у нас получился такой сюжет: Рептилоиды с планеты Нибиру летели на звездолете, между ними возник конфликт. В результате конфликта весь экипаж погиб. Звездолетом управлял боротой компьютер с искусственным интеллектом, который принял решение посадить корабль на третью планету звезды желтый карлик (на Землю). После посадки искусственный интеллект заснул. Прошли века. Звездолет засыпало песком, землей, камнями, ну или чем там засыпает древние артефакты. Туристы экстрималы, спускаясь в дикую пещеру, случайно находят там люк к этому звездолету и вскрывают его. Искусственный интеллект корабля активизируется. А потом люк захлопывается, и туристы оказываются внутри звездолета. Корабль, раздробив породу, взмыл вверх и устремился к планете X. Они летели десять лет. За это время с ними были всякие там разборки, любовные треугольники и прочие приключения. Потом они прилетели и стали там жить. Но это уже другая история (следующая книга из этой серии).

Нам надо придумать туристов. Можно взять уже известную вам группу людей и писать про них. Можно кого-то поменять, или вообще скомпоновать из случайных людей. А можно придумать своих персонажей. Придумать приключения. Например, у них там что-то сломалось и надо выйти в открытый космос. Тогда, возникает вопрос, а может быть, среди них случайно окажется бывший космонавт или летчик? А еще, как они будут общаться с корабельным компьютером? Может, среди них будет лингвист и хакер? А еще у персонажа должны быть характер. У вас есть знакомый хакер? Пусть ваш персонаж имеет его характер. Или привычку. Например, он грызет ногти. А еще, там же не будет Интернета. Надо подумать о том, как они обойдутся без Яндекса. И вот, постепенно от таких рассуждений у вас уже появляется более подробный сюжет, идеи приключений. И не забываем о главной формуле: мысленно берем предмет рассмотрения и проводим над ним мысленные эксперименты. Например, среди объектов, над которыми мы делаем мыленные действия (они перечислены в начале статьи), есть «Праздник, совещание, поездка». Так пусть узники звездолета устроят праздник. Подерутся. Помирятся. Может там окажется влюбленная парочка, которая сыграет свадьбу. А может, среди них случайно окажется тамада. Притом, хороший тамада, и конкурсы будут интересные.

А еще будет интригующе, если про рептилоидов вначале читателю не будет известно. Пусть книга начинается с того, как туристы отправились в пещеру и там нашли нечто непонятное. А потом, уже сидя в звездолете, герои гадают, что же с ними случилось. Можно даже завернуть так, что один из рептилоидов не умер, а просто был в анабиозе. И случайно проснулся. И рассказал путешественником о том, что случилось. Только надо правдоподобно представить, как они преодолели языковый барьер. Как вариант, Искусственный Интеллект корабля самообучался языку землян.

Допустим, вы уже написали несколько глав и ломаете голову над тем, как продолжить. Отлично, используйте вышеописанную методику, чтобы подкинуть героям какой-нибудь нежданчик. Например, используя карточки, где у вас выписаны объекты и события, вы вытянули «вещь, предмет». А где действия «изменить размер». Выбираем предмет, например, шариковая ручка. Попробуем увеличить ее. Получилась гигантская шариковая ручка. Возможно, она принадлежала великану. Можно написать, что наши герои, исследовав разные помещения звездолета, находят там гигантскую шариковую ручку. А потом рептилоид им рассказывает о том, что это его трофей с Планеты Великанов. Если это кажется вам неинтересно, несерьезно, или не нравиться по какой-то иной причине, не проблема. Меняем ручку на что-нибудь другое гигантское. Что вам просто нравится. А кто сказал, что предмет должен быть именно гигантский? Мы же это допустили просто для генерации идеи. Можно снова изменить размер артефакта до нормального. А можно сделать его наоборот маленьким, но похожим на макет какого-то большого объекта с земли, например, небоскреба, или заводского строения, или машины, что вам больше нравится.

И так, вы увлеченно пишете следующую главу про загадочный артефакт на звездолете. И тут опять стопор. Надо как-то написать следующий абзац. А идей нету. Не беда. Вспомним всю ту же методику. Пусть у нас выпало: «Праздник, совещание, поездка» и «переместить в другое место». Хорошо. Пусть герои решили поговорить по душам и один из них расскажет о каком-то событии из своей жизни до того, как они улетели на звездолете. Аналогично генерируем следующий абзац. Например, «Какой-то персонаж из книги или фильма» и «Отнять существующее качество». О’кей. Вспоминаем какого-нибудь героя из вашей любимой книги или фильма. Он, допустим, смелый. Отнимаем у него смелость. И представляем его на месте героев вашей книги. Путь он будет трусом и забоится выйти в открытый космос, когда метеориты испортили внешний прибор, который требуется починить. И вместо него идет в открытый космос кто-то другой. Как реагирует на это остальные? А как он сам? Может, он решил совершить подвиг, чтобы не позориться перед остальными. И вот у вас уже готовы несколько новых абзацев.

Так, постепенно, используя эти приемы, рано или поздно можно написать целую книгу.