Продолжение темы, начало здесь.
На время соглашусь с теми читателями, что упорно стоят на позиции, мол Сталин "проворонил" нападение Германии на нашу страну, не верил никому, даже такому гению разведки, как Зорге.
Современные историки прошедшей войны в оценке поступков Сталина свободно оперируют такими понятиями, как "он думал; он планировал; он знал; он считал; он верил-не верил" и т.п., чудесным образом проникая в мысли крупнейшего аналитика Двадцатого столетия.
А на самом деле наивно подменяя его мысли своими представлениями и оценками сложнейших процессов, происходивших в мире и непосредственно в Советском Союзе, с 1922 года по 1941 год ушедшего века.
Статьи к теме: о "планах" Сталина завоевать Европу.
Кто первым придумал легенду о том, чему или кому Сталин "верил-не верил"?
Кто слышал от Сталина слова, мол "не верю и баста".
И вновь наталкиваемся на высказывания Хрущева с Жуковым.
А далее, эти высказывания уже как первоисточники пошли гулять по разной литературе, от научной до художественно-публицистической.
Варианты "неверия" Сталина от нападения Германии вообще, до даты и времени нападения.
Прочтешь у очередного автора про сталинское неверие, и сразу ощущаешь собственное недоверие и к автору, и к его литературе.
Еще вопрос: как же так?
Многочисленные послевоенные мемуары советских военачальников, участников 1941 года, пестрят признаниями: да, знали война приближается, война неизбежна и война будет именно с Германией.
Не таились, говорили и между собой, и открыто.
Народу же многие десятилетия настойчиво ввинчивают в сознание, что Сталин запрещал разговоры о войне с Германией, верил Гитлеру, вот почему нападение стало для него внезапным сюрпризом.
"Я попросил генерала Захарова ориентировать в обстановке.
-У наших границ уже более семидесяти пяти немецких и румынских дивизий, идет наращивание сил.....
Наше дело готовиться к отражению удара."
К.И Деревянко "На трудных дорогах войны" Лениздат, 1985, с.43
Как известно, первой по дате началась война мировая - 1 сентября 1939 года.
Так вот, что бы понять логику сталинских поступков, для сравнения, несколько примеров-образцов политического неверия.
Западная Европа 3 сентября 1939 года объявила войну гитлеровской Германии, но никаких военных действий не предпринимала.
Сегодня доподлинно известно из разных источников, что тем самым, Британия и Франция "верили и надеялись", что война их не коснется, а будет обращена против большевистской России.
В свою очередь, и Гитлер "верил и надеялся", что нападение на Польшу сойдет с рук, как обошлось все им сотворенное ранее.
Оговорюсь, что Гитлер именно верил и надеялся он сам рассказывал окружению, о чем есть данные.
Такая "непорочная" европейская политика цвела до войны, а сегодня уже наше поколение наблюдает ее плоды.
Только все то, что европейским довоенным политическим авантюристам казалось тайным, тогда же было известно и советскому руководству.
" В августе 1939 года объем разведывательной информации резко вырос. Мы получили достоверное сообщение о том, что французское и британское правительства не горят желанием оказать Советскому Союзу поддержку в случае войны с Германией.
По этим сведениям, британский кабинет министров, точнее, Невилл Чемберлен и сэр Джон Саймон, рассматривал возможность тайного соглашения с Гитлером для оказания ему поддержки в военной конфронтации с Советским Союзом."
Павел Судоплатов "Разведка и Кремль" ТОО "Гея", Москва 1997, с.109
С одной стороны Англия и Франция обнадеживали Польшу, с другой-Гитлера.
Гитлер клюнул, доверился "братскому народу" - англичанам. Потому здорово удивился, получив от них объявление войны.
Войну объявил не Черчилль, ставший премьером позже, а недалекий Чемберлен.
С тех пор явная политическая глупость англичан и французов преподносится миру в качестве борьбы с национал-фашизмом, а разумное решение Сталина уклониться от войны или, по крайней мере ее отсрочить, выдается как союз с Гитлером.
С 3 сентября 1939 года, с даты объявления войны, и до 10 мая 1941 года Западная Европа пребывала в пассивных иллюзиях.
Не верили в германское нападение и после начала морской войны.
Не верили и тогда, когда немцы совершили провокацию на территории не воюющей Голландии:
"Шелленберг был главным фигурантом так называемого инцидента в Венло. Тогда в октябре 1939 года группа эсесовцев под его командованием захватила в голландском местечке под этим названием, близ границы с Германией, офицеров британских спецслужб капитана Пейна Беста и майора Ричарда Стивенса. В перестрелке был убит капитан голландского генштаба. То было вопиющее нарушение международного права."
Теодор Гладков "Его Величество АГЕНТ" М. "Печатные Традиции" 2010, с.156
Не поверили, когда немецкий штабной майор по ошибке пилота приземлился в Бельгии с оригиналами плана нападения.
Буквально накануне агрессии немцев зять Дуче Муссолини, а по совместительству министр иностранных дел Италии граф Чиано, лично предупреждает французов о нападении Германии в мае 1940 года.
(Галеаццо Чиано ди Кортелаццо, граф - глава МИД Италии с 1936 г.)
Вполне допускаю, что итальянец мог не знать плана Гитлера и маршрута танковых ударов немцев.
Чиано мог не знать, а бельгийцы, через территорию которых прошел германский вермахт, знали все доподлинно.
"После взятия Брюсселя был обнаружен документ, составленный сотрудником бельгийского министерства иностранных дел, в котором приводилось сообщение голландского посла в Берлине, предупреждавшего о предстоящем наступлении немцев."
Вальтер Шелленберг "Лабиринт" Мемуары гитлеровского разведчика. М.1991, с.338
Вот это и называется "проворонили".
Нападение Германии, на Советский Союз после разгрома Западной Европы было только делом времени, и Сталин прилагал усилия для подготовки страны.
Но страна была хронически не готова в войне с таким противником, как военно-промышленная машина Германии того времени.
"Хотя признаки приближающейся войны были очевидны, этот документ, позиция Шуленберга (так в книге, автор) и его высокая репутация подтверждали, что дверь к мирному урегулированию все еще не закрыта."
Павел Судоплатов "Разведка и Кремль" ТОО "Гея", Москва 1997, с.142
Речь о перехваченной дипломатической почте посла Германии в Москве графа Шуленбурга Риббентропу, в котором граф предлагал свое посредничество в урегулировании отношений Берлина с Москвой.
(Шуленбург, Вернер, фон дер, граф-посол в СССР 1934-1941 г.г.)
Можно много и нудно говорить о массе сообщений тайных и явных, что ложились на стол Сталину о времени нападения Германии на нашу страну.
Только нет никаких фактов тому, что Сталин от той информации отмахивался.
"Верил- не верил", это не та категория, которой оперировал лидер страны.
Лукавство обвинителей Сталина в "недоверии" своей разведке в том, что нынче доподлинно известно - сам Гитлер не знал точной даты нападения на СССР.
Первоначальная дата 15 мая 1941 года менялась в зависимости от природных и политических обстоятельств. Это и неожиданное для Гитлера нападение Муссолини на Грецию, и война на Балканах, и, не ко времени, участие Германии в войне с Югославией.
"С начала 1941 года в документах,которые Леман передавал кадровым советским разведчикам, все чаще упоминались сведения о подготовке гитлеровской Германии к войне против СССР.
А 19 июня 1941 года на встрече с с сотрудником берлинской резидентуры "Брайтенбах" сообщил точную дату и время начала войны.
С.Иванов Руководитель Пресс-бюро службы Внешней разведки РФ в 2009 году "Пресс-релиз"
Вилли Леман, данные о котором рассекречены недавно-ветеран НСДАП, старший офицер гестапо, куратор оборонной промышленности и военного строительства Германии, советский агент с 1929 по 1942 годы, агентский псевдоним "Брайтенбах".
О мало известных фактах в работе германской и советской разведок в период войны в следующей статье.
С уважением к подписчикам и читателям, автор.