В этой статье я не собираюсь разжигать антихристианскую или антисемитскую вражду. Упаси господь! Просто мне давно хотелось написать о преувеличенной, на мой взгляд, роли Библии (я имею в виду Ветхий Завет, а не христианский так называемый «Новый») и, как следствие, роли древнего еврейского народа в истории и культуре человечества. Да простят меня евреи! Потому, без дальнейших экивоков и оправданий обратимся к Страбону (64/63 до н.э. – 23/24 н.э.), историку и географу, к его «Географии» как основной книге, описывающей географию античного мира через основные исторические вехи всего древнего мира. (По неизвестной нам причине «Исторические записки» Страбона, состоящие из 43 книг, до нас не дошли; или дошли, но хранятся в Ватикане?).
Общий объем «Географии» Страбона (перевод Г.А. Стратановского) без указателей и примечаний, т.е. «голого» текста в русском переводе 1964 г. – 765 стр. Из них «что касается Иудеи» (XVI, II, 34-46) всего 4,5 стр. (!). Мало этого, по Страбону, иудеев как нации вообще не существовало:
«34. […] Как вообще в этой стране, так и в каждой отдельной местности население смешанное из египетских, арабских и финикийских племен. Таковы обыватели Галилеи, Гиерикунта, Филадельфии и Самарии (которую Ирод назвал Себастой). Хотя население здесь, таким образом, разношерстное, но преобладающее [из заслуживающих доверия] сказаний о иерусалимском храме изображает предков так называемых теперь иудеев египтянами (выделено мной – П.А.).
35. Моисей, один из египетских жрецов, владел частью так называемого Нижнего Египта. Недовольный существовавшим там положением дел, он переселился в Иудею в сопровождении многочисленных почитателей божества (единого бога – П.А.)» (XVI, II, 34-35).
Сразу оговорюсь. Бóльшую часть своей информации о древнем мире Страбон получил от египетских жрецов в 44 г. до н.э., совершив путешествие по Египту от Александрии до Эфиопии, так что никаких оснований ему не верить, я не вижу. Зато иудеи, по Страбону, – кстати, современника Христа, которого он даже не упоминает, наверное, в силу полной незначимости последнего или его исторического отсутствия, – это суть египтяне, бежавшие под началом Моисея как основателя секты единобожия из Египта. Не более того. И величайший античный географ посвятил иудеям с Иудеей всего… 4,5 стр. из 765, или 0,6% в своей картине античного мира, см. «Карту мира по Страбону»:
Иудея на этой карте – всего лишь крошечная красная точка, поставленная мной. Возникает логический вопрос, почему сектантские Моисеевы книги (включая позднейшие апокрифы, книги Еноха и т.д.) стали и в прямом, и в переносном смысле и «библией», и единственным учебником истории древнего человечества всего так называемого христианского мира?
Обратимся к Геродоту (484 – 425 гг. до н.э.) с его «Историей». Геродот вообще не упоминает никаких Моисеев, евреев, иудеев и пр. По мнению историков, он считал их «сирийцами, что в Палестине», которые «сами признают, что заимствовали этот обычай (обрезание – П.А.) у египтян» (2:104).
Наконец, Диодор Сицилийский (90 – 30 гг. до н.э.). В своей «Исторической библиотеке» он упоминает евреев, но только в связи с их войной при Помпее с Римом. Что касается их прошлого, то вот что он нам сообщает:
«Когда в древние времена мор возник в Египте, простонародье приписывало свои беды действию божественной силы; ибо, в самом деле, из-за множества чужеземцев всех видов, обитающих в их среде и исповедующих разные религии и жертвоприношения, свои традиционные обряды в честь богов вышли из употребления. Таким образом, местные уроженцы предположили, что если они не удалят иностранцев, их проблемы никогда не будут решены. Поэтому немедленно чужаки были изгнаны из страны, а наиболее выдающиеся и деятельные из них объединились и, как говорят некоторые, были выброшены на берег в Греции и некоторых других областях; их вождями были знаменитые люди, главные из них Данай и Кадм. […] (Речь идёт о финикийце Кадме, основавшим город Фивы в Грециии, и Данае, который по греческим мифам основал поселение в Аргосе – П.А.).
Но большинство были изгнаны туда, что сейчас называется Иудей, что недалеко от Египта и в то время было совершенно безлюдно. Переселенцев возглавлял человек по имени Моисей, выдающийся как своей мудростью, так и мужеством. На захваченной земле он основал, кроме других городов, один в настоящее время самый известный из всех, называемый Иерусалим». (Диодор. 40. Фрагменты 71-61 гг. до н.э. Обычаи евреев. Достижения Помпея в Азии. Мятеж Катилины. См.: http://simposium.ru/ru/node/9725 )
При всем уважении Диодора к Моисею и евреям, всё равно явно читается мысль, что народец-то – незначительный, неприметный в Древнем мире! И вот какой вопрос в связи со всем вышеизложенным напрашивается сам собой:
почему из всех дошедших до нас исторических и географических описаний Древнего мира – суть ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, включая:
· огромный блок шумерских клинописных табличек,
· «Теогонию» Гесиода,
· «Историю» Геродота,
· «Историческую библиотеку» Диодора,
· «Географию» Страбона,
· индийские «Ригведу», «Махабхарату», «Рамаяну»,
· древнеиранскую зороастрийскую «Авесту»,
· наконец, мезоамериканские «Пополь-Вух» и «Кодекс майя»,
только сектантская старозаветная «Библия», основанная, судя по всему, на тех знаниях, которые Моисей вынес из Египта, стала для нас ЕДИНСТВЕННЫМ источником знаний, который возможно упоминать в исследованиях Древнего мира? Все остальные – «нерукопожатные» мифологии, выдуманные малообразованными язычниками. Мифологии, не достойные ни упоминания, ни ссылок, хотя, скажем, та же классическая архитектура была полностью заимствована у тех же древних греков, а отнюдь не у евреев?
Отчего так?
Уважаемые читатели, мне очень интересно узнать ваши комментарии. Всегда ваш, Понт Аксинский.
#библия #страбон #геродот #диодор сицилийский #евреи