Книжный эксперт Smart Reading Сергей Оробий задался простым вопросом: почему нам интересно читать? И нашел на него пугающий ответ.
Сергей Оробий
Эксперт Smart Reading по чтению
Литературовед и литературный критик, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Автор четырех книг и 400 статей о современной литературе.
«Вся моя жизнь состояла из катастроф, большая часть которых так никогда и не произошла» — эти слова приписывают всем знаменитым острословам от Монтеня до Марка Твена. Правда в том, что мы не можем не ждать: ни покупая лотерейный билет, ни идя на собеседование, ни предвкушая вкусный ужин.
В зазоре между ожиданиями и реальностью помещается вся наша жизнь — компромисс между желаемым и случившимся. Чтобы игнорировать его, надо быть Буддой, чтобы извлечь из этого удовольствие — Агатой Кристи. Писатели ведь только и делают, что дирижируют нашими ожиданиями: с кем героиня останется в финале, что произойдет в следующей главе, кто окажется убийцей. Читатель же «обманываться рад». Именно поэтому мы ненавидим спойлеры.
33 романа, 1 пьеса и 54 рассказа
Столько произведений написала Агата Кристи о сыщике-бельгийце Эркюле Пуаро.
Филолог Михаил Эпштейн вывел формулу интересного: чем менее описываемые события вероятны и чем более достоверно описаны, тем интереснее. Мы готовы смириться с появлением на страницах сколь угодно невероятной Годзиллы, но все, что случится после ее появления, должно быть строго увязано между собой!
Не преувеличиваю ли я роль ожиданий? Да я лишь наметил тему! Самые важные (и весьма пугающие) подробности впереди. Вот что пишет научный журналист Эрик Ванс, досконально изучивший этот вопрос:
«Мозг непрерывно делает прогнозы, „рассказывает“ нам тысячи историй, и мы выбираем, в какие из них верить. „Я знаю, что нравлюсь ей. / Нет, он меня ненавидит“, „Сок действительно вкусный, поэтому его все хвалят“, „Дешевый кофе пить невозможно“... Все эти истории продиктованы внушением и зависят от его капризов.
И этим отлично пользуются специалисты по продажам. Если в описании дорогого вина упоминается малиновый привкус с легкими нотками миндаля, его вкус будет лучше, чем у точно такого же напитка в простой бутылке. Заметьте, я не сказал „кажется лучше“ или „мы думаем, что лучше“. Психологи утверждают, что по всем существенным показателям он действительно лучше. Это не значит, что внушаемые люди едят кошачий корм, думая, что это паштет. Это значит, что они едят кошачий корм и он становится паштетом».
Читать статью целиком в блоге.