Немцы в ходе Французском кампании захватили огромное количество французских танков в разной степени исправности: по неполным данным около 800 легких танков «Гочкисс» Н-35, Н-38, Н-39, 800 легких танков «Рено» R-35, 35 легких танков АМС-35, 50 легких танков FCM-36, 300 средних танков «Сомуа» S-35, 160 средних танков В-1bis (итого более 2 тыс. танков - это еще без учета устаревших «Рено» FT-17) и еще более 315 бронетранспортеров «Лоррен» и несколько сот «Рено» UE. Чтобы оценить эти цифры достаточно вспомнить, что немцы начали французскую кампанию 1940 г. только с 990 пушечными танками Pz.35(t), Pz.38(t), Pz.III и Pz.IV и еще было 2141 явно слабеньких танков Pz.I с пулеметами и Pz.II мелкокалиберной пушкой. Трофейные французские танки были собраны и отремонтированы на французских же заводах. Раз немцы использовали чешские танки Pz.35(t) и Pz.38(t), было бы логично использовать и французскую броню, снабдив ими несколько танковых дивизий.
Однако использовать их по прямому назначению, например, на восточном фронте, немцы не стали по нескольким причинам. Во-первых, немецких танкистов не устраивала небольшая скорость большинства французской бронетехники, а также наличие в башне одного члена экипажа, которому приходилось и стрелять, и перезаряжать пушку, и наблюдать за полем боя, и командовать (у немцев это делали обычно трое танкистов). Во-вторых, надо сказать, что к началу кампании с СССР немцы искренне считали, что имеющееся у них количество танков вполне достаточно для сокрушения нашей страны (к лету 1941 года насчитывалось в строю 2898 танков Pz.35(t), Pz.38(t), Pz.III и Pz.IV). В середине июля 1941 г. Гитлер вообще заявил о существенном сокращении штатной численности войск, свертывании производства боеприпасов, т. к. считалось, что все враги, включая СССР, на континенте уже повержены.
Куда же немцы дели трофейные французские танки? Оказалось, что в кампании против СССР использовалось очень незначительное количество трофейных танков. Наиболее удачные легкие танки «Гочкисс» Н-35, Н-38, Н-39, а также средние танки «Сомуа» S-35 вошли в состав 211-го танкового батальона (около 50 танков), который действовал на финском фронте с 1941 г. Причем в каждом взводе было 5 танков - 4 «Гочкисса» и 1 «Сомуа» в качестве командирского. Также танки «Сомуа» имели командиры рот и батальона. Кроме того, несколько французских танков вошли в состав бронепоездов (были установлены на ж/д платформы с возможностью схода и движения по грунту для поддержки бронепоезда). Этим и ограничилось использование французских танков. Правда, следует упомянуть французские колесные бронеавтомобили «Панар-178», которые попали на Восточный фронт в количестве 190 штук (107 к концу 1941 г. были потеряны).
Часть французских танков было решено использовать для охранных целей в гарнизонных частях во Франции, Норвегии, Польше, на Балканах и на английских островах в Ла-Манше. Танки были распылены по гарнизонам небольшими отрядиками. Например, на Балканах против партизан действовало 10 отдельных танковых взводов с танками «Гочкисс» (очевидно, что командирскими были во взводах танки «Сомуа»), а также 12-я танковая рота особого назначения с танками «Рено» R-35 (25 танков). Также для охранных функций использовались средние танки В-1bis во Франции и на английских островах в Ла-Манше (Джерси и Гернси). На эти же английские острова попало в 1941 г. 6 отдельных взводов с танками «Рено» R-35.
Если посмотреть советско-югославский фильм «В горах Югославии» (1946 г.), то в самом начале зрителю показывают парад немецкой оккупационной армии, где проезжают три танка - один «Сомуа» и два «Гочкисса». Известная фотография 1942 г. т. н. «Русского корпуса на Балканах», где на заднем плане легкий танк «Гочкисс». Также в фильме «Горит ли Париж?» (1966 г.) показана архивная видеосъемка, как французские танки немецких оккупационных войск пытались подавить парижское восстание в 1944 г. Кроме того, в мемуарах про восстание в еврейском гетто в 1943 г. упоминается, как немцы применяли французские легкие танки в уничтожении евреев.
Остальные танки было решено по необходимости использовать в учебных танковых немецких частях. Хотя, опять же, обучать немецких танкистов на танках сильно отличающихся от тех, которые они получат в боевых частях, занятие так себе (вспомним о трех членах экипажа вместо пяти на немецких машинах). Танки В-1bis со снятыми башнями использовались в школе подготовки танкистов-водителей. Также французские танки могли быть использованы для обучения новичков во время переформирования танковых дивизий, когда танкисты ждали современную немецкую материальную часть. Так во время переформирования 14-й (уничтожена в Сталинграде), 21-й (уничтожена в Африке) танковых дивизий во Франции в 1943 г., а также при формировании 25-й танковой дивизии (сформирована впервые) им выдали на несколько месяцев «покататься» на танках В-1bis, «Рено» R-35, «Сомуа» S-35 и огнеметных В-2, после чего их возвратили на склады.
Одновременно потихоньку началась переделка небольшой части французских трофеев в «специальные» машины. Шасси легкого танка «Рено» R-35 было признано удачным для переделки его в 47-мм противотанковую САУ. Прототип был изготовлен в феврале 1941 г., а изготовление продолжалось с мая по октябрь; было изготовлено 174 САУ, а еще 26 танков без переделок использовались как командирские. Также с ноября 1941 г. по июнь 1942 г. было переделано 60 средних танков В-1bis в огнеметный вариант В-2.
Когда грянул гром поражения под Москвой зимой 1941-1942 гг. оказалось, что трофейные французские танки еще есть в определенном количестве, но использовать их все равно нельзя, т. к. они уже устарели (особенно по сравнению с Т-34). Поэтому летом 1942 г. можно проследить постепенную переделку танков в различные противотанковые или гаубичные САУ. Всего с июля по август 1942 г. немцами и французами (переделка большинства французских танков происходила на тех же заводах, где их выпустили) было переделано в различные 75-мм противотанковые и 105-мм и 150-мм гаубичные САУ 315 французских бронетранспортеров «Лоррен» и 110 танков B-1bis, FCM-36, H39.
Надо сказать, что эти противотанковые или гаубичные САУ все равно были признаны техникой «низкой боевой эффективности» и направлялись в гарнизонные части во Францию, на Балканы и на оккупированные английские острова в Ла-Манше. Единственные исключением были, очевидно, 150-мм гаубичные САУ на базе бронетранспортера «Лоррен», которые в составе 21-й танковой дивизии попали в Северную Африку, а также 12 огнеметных танков В-2, которые попали летом 1942 г. в Крым.
Кстати, немцы передали небольшое количество французских трофеев своим союзникам: 109 легких танков «Рено» R-35 получили итальянцы, а болгары 40 штук, 15 танков «Гочкисс» Н-39 в 1943 г. были переданы Венгрии, 16 танков в 1944 г. Болгарии, 32 средних танка S-35 получили итальянцы, 2 - венгры, а 6 штук - болгары.
Остальные французские танки и различные САУ, если не были уничтожены партизанами и не списаны из-за полного износа (ведь первые экземпляры были выпущены в середине 1930-х годов), встретили союзников в 1944 г. Естественно, немцы использовали их только для поддержки пехоты или даже как неподвижные огневые точки. К 30 декабря 1944 г. в немецкой армии, например, числилось еще 12 танков «Сомуа» S-35 и 29 «Гочкиссов» Н-38.
#история #вермахт #вторая мировая война #танки
Автор ни коим образом не разделяет какие-либо идеологии и материал не является пропагандистским.
Другие публикации про военную технику и историю Второй Мировой войны - Трагедия французского подводного флота