Завершая тему КругоБайкальской Железной Дороги, в заключительной части нашего многосерийного обзора, мы расскажем про порт со станцией Байкал, откуда до постройки КБЖД причаливал паромный ледокол, перевозивший поезда через Байкал.
Но в этот раз мы начнём маршрут с мыса Рогатка на другом берегу вытекающей из Байкала Ангары.
Грузимся на паром с названием "Байкальские Воды".
И отплываем. Вода здесь чистейшая и кажется будто до дна можно достать рукой, но на самом деле здесь очень глубоко.
Вот вдали уже и показался сам порт у мыса Малый Баранчик, где до постройки КругоБайкальской Железной Дороги, соединившей Сибирскую железную дорогу, располагались пирс для ледокольного парома "Байкал" и работавшего с ним в паре ледокола "Ангара", о которых мы когда-то уже писали подробные статьи.
Эти пристани использовались для погрузки паровозов и рельс, грузов и товаров, ну и конечно пассажиров.
На месте бывшего пирса для ледокола теперь стоит огромный плавучий док.
И множество различных теплоходов.
Выходим на берег.
Какие белые красавцы.
И движемся к железнодорожной станции при порте.
Станция была основана на 71 километре ещё в конце XIX века до начала строительства КБЖД и была тупиковой, а самый первый поезд на эту станцию пришёл ещё осенью 1898 г. Отсчёт километража здесь идёт от бывшей станции "Иннокентьевская" в Иркутске.
В 1898 г. на станции появился первый вокзал, позже появилась и другая инфраструктура с различными зданиями вплоть до паровозного депо с разворотным кругом. Постепенно строились новые причалы для переправы, маячное хозяйство и т.д.
Во время строительства КБЖД в 1904 г. на станции был построен новый деревянный вокзал, появились новые жилые дома и при станции образовался небольшой посёлок. Инфраструктура росла, появлялись новые пути с тупиками, а с 1904 г. по КБЖД началось движение.
Более подробную историю строительства самой "Кругобайкалки" мы рассказывали в первой части нашего длинного рассказа.
Ну а мы не будем в этот раз грузить вас бесконечным текстом исторической справки, а просто пройдёмся по станции и заглянем в местный музей при ней.
Этот паровоз Л-4657 был построен в 1953 г. на Ворошиловградском заводе в Луганске.
Рядом стоит паровозная колонка для заправки водой.
В момент нашего визита на самой станции шла реконструкция. Сейчас она выглядит гораздо красивее.
Здание второго вокзала. Оно было реконструировано в 2000-х гг.
И значительно изменилось.
А внутри действует музей истории строительства и эксплуатации КБЖД.
С множеством различных экспонатов и классных макетов.
Макеты сделаны очень качественно и показывают как именно происходило строительство тоннелей КБЖД.
Есть здесь и макет самой станции с портом.
Здесь и первый вокзал, и разворотный круг для паровозов.
И пирс для паромного ледокола "Байкал" с доком для ледокола "Ангара", который работал с ним в паре.
Макеты мостов.
И паровозов с вагонами.
Различные элементы железнодорожного пути разных времён.
Старые рельсы как царских времён.
Так и сталинских.
Инструменты.
Образцы местной геологии.
Экспонаты времён Гражданской войны.
Различные лампы и светильники.
И даже утюги со швейными машинками.
В общем очень много всего.
А на стенах висят стенды с историческими фотографиями и документами.
А также очень много фото времён строительства.
Как готовых объектов.
Так и строящихся.
Чертежи с сечениями.
Деревянная крепь.
Проходка опорной штольни.
Забой.
Возведение моста.
И подпорной стенки.
Пирсы с флотом.
И конечно сами ледоколы.
С развитием железной дороги и появлением новых более мощных локомотивов, способных преодолевать большие углы подъёма, была построена новая железнодорожная ветка от Иркутска до Слюдянки, а в 1956 г. перед запуском Иркутской ГЭС участок этой старой железной дороги, соединявший Иркутск с Байкалом по берегу Ангары был затоплен и КБЖД как таковая потеряла своё первоначальное стратегическое назначение, снова став тупиковой.
Тогда на ней оставался один путь с тремя разъездами. Тем не менее эксплуатировать её не перестали, а уже в современной России с развитием туризма даже облагородили.
Теперь здесь ходят современные удобные поезда.
И старые тоже ходят. :)
И спецвагоны есть.
И конечно же небольшие грузовые составы.
Ну а напоследок пройдёмся вдоль порта.
Ведь местный флот даёт жизнь этому посёлку не меньше чем сама железная дорога.
Здание портового управления.
Здесь стоят у причала двухвинтовой наливной танкер "Самотлор" проекта Р-42, а за ним выглядывает самоходная баржа "Метрология", которая использовалась в качестве базы для глубоководных аппаратов "Мир", производивших исследование дна озера в 2008 - 2010-х гг.
А за причальной "бочкой" виден завод по розливу воды "Сила Байкала".
Далее расположен сам посёлок. В него у нас заходить времени не было, ведь наша цель была пройти железную дорогу с её тоннелями, о которых мы уже рассказывали.
Так выглядит местный дом культуры.
Причалы для моторных лодок местных жителей.
А это здание школы.
На берегу гниют полураспиленные старые баржи.
А далее мы выходим на станцию 74-й километр, откуда следует долгий путь в сторону Слюдянки с кучей тоннелей, мостов и шикарнейших видов, которые мы показывали в предыдущих частях, двигаясь сюда.
На этом мы заканчиваем наш подробный фотообзор КругоБайкальской Железной Дороги, надеемся вам было интересно.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.