Найти в Дзене
Беспорядочные путешествия

17 прекрасных исторических башен Москвы, о которых вы не знали

Оглавление

Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!

Приглашаю вас на очередную увлекательную экскурсию по Москве. Сегодня в фокусе нашего внимания окажутся почти два десятках прекрасных исторических достопримечательностей. С той лишь поправкой, что в большинстве туристических путеводителей о них нет ни слова, расположены они преимущественно на промышленных окраинах города, и даже открытой информации в интернете о них совсем немного. Так что будем исправлять сложившуюся ситуацию!

Карты на стол: речь в сегодняшней статье пойдет о водонапорных башнях, появившихся в Москве в большом количестве на рубеже XIX и XX веков, во времена бурного развития железных дорог и сопутствующего строительства. Спешу успокоить и обнадежить тех, кто думает, что тема хозяйственных построек подобного рода просто не может быть интересной. Сегодня вас ждет множество отличных примеров готики, модера, эклектики и в целом промышленной архитектуры возрастом в полторы сотни лет. В Москве по сей день сохранилось порядка сотни водонапорных башен, часть из них даже продолжают выполнять свое функциональное предназначение. Но нас, как и обычно, интересуют прежде всего историческая и визуальная составляющие. Так что отправляемся на прогулку по окраинам Москвы, во время которой будем любоваться историческими башнями и узнавать новое.

Итак, поехали!

Белорусский вокзал (Депо имени Ильича)

Начнем мы нашу сегодняшнюю экскурсию около локомотивного депо имени Ильича, расположенного близ Белорусского вокзала. Попасть сюда можно, пройдя до конца по одному из перронов вокзала, либо напрямую с Нижней улицы. И вот буквально только что вокруг были многочисленные железнодорожные ветки, рядом проезжали современные электрички и поезда, как вдруг перед вами вырастает прекрасная готическая башня далекого 1910 года постройки. Согласитесь, в качестве башни какого-нибудь средневекового замка она смотрелась бы абсолютно гармонично. Ничто не выдает ее «простого», промышленного происхождения и принадлежности к «трудовому классу».

Конечно же, свое первоначальное предназначение, а именно обеспечение паровозов водой, башня давно утратила, так что сегодня служит прежде всего украшением территории депо. Данная постройка по своему архитектурному стилю во многом повторяет более ранние башни Московской окружной железной дороги (они еще встретятся вам в этой статье), но при этом выглядит, пожалуй, даже более впечатляюще.

-2

Места вокруг депо, кстати, вообще весьма интересные. Можно буквально вплотную подойти к поворотному кругу депо, погулять среди десятков припаркованных локомотивов и, возможно, даже войти в одно из зданий депо, где занимаются ремонтом подвижных составов. Лично я не пытался, но сложилось впечатление, что никто не был бы против.

А еще на территории депо есть довольно любопытная советская мозаика, изображающая Ленина в окружении красноармейцев. В качестве подписи к мозаике (второе фото в карусели выше) был взят лозунг Французской революции и добавлена фраза «всех народов мира». Кстати, в данном блоге сразу две статьи посвящены сохранившимся советским мозаикам Москвы (первая, вторая). Ну, а мы движемся дальше.

Депо Москва-Савеловская-Бутырская

-4

Не так далеко от предыдущей башни, и также на вокзале (на сей раз Савеловском) расположена еще одна историческая водонапорная башня начала XX века. Увы, но расположение на привокзальной территории, в окружении используемых хозяйственных построек не уберегло данную башню от обветшания и даже частичного разрушения. Впрочем, что уж говорить, когда от подобной участи зачастую не спасает даже статус памятника архитектуры. А ведь башня является ни много ни мало единственным историческим сооружением вокзала, дошедшим в целостности до наших дней, в то время как основное здание было радикально перестроено в конце 1980-х годов.

Круговое депо Николаевской железной дороги

-5

Следующая башня в сегодняшнем списке ранее уже попадала в одну из подборок в этом блоге, посвященную интересным и при этом малоизвестным местам Москвы. Башня расположена между железнодорожными путями Ярославского и Петербургского направлений и относится к архитектурному ансамблю Кругового депо Николаевской железной дороги, первого паровозного депо в Москве, построенного в середине XIX века, в те же годы, когда было открыто железнодорожное движение между двумя столицами. Башня сегодня пребывает в не самом лучшем виде, но несмотря на это по-прежнему выглядит весьма впечатляюще. Пройти в нее и изучить изнутри можно свободно (по крайней мере можно было еще летом), а мне даже повезло побывать на крыше и поразглядывать с высоты уходящие ща горизонт железнодорожные ветки, которые тут буквально со всех сторон.

Москва-Товарная-Павелецкая

-6

Есть своя башня и у Павелецкого вокзала. Вот только расположена она в полутора километрах от самого вокзала, а прямой проход, если и возможен, то только вдоль железнодорожных путей. К сожалению, эта примечательная постройка конца XIX века уже довольно давно заброшена и сегодня пребывает в крайне удручающем состоянии: окна и двери забиты, а отдельные элементы декора безвозвратно утеряны. Разве что на отдельных окнах еще сохранились гексаграммы (шестиконечные звезды, известные также как звезды Давида), являющиеся отличительными архитектурными деталями строения. Не помогает башне даже статус памятника культуры. Так что в данном случае остается только верить, что будущее ее будет более светлым, нежели настоящее.

Станция Бойня

-7

Постепенно отдаляемся от центра и в поисках очередной исторической башни попадаем на тупиковую железнодорожную станцию Бойня Малого кольца Московской железной дороги. Станция названа так в связи первоначальным назначением − обслуживанием городской бойни. Крупный мясокомбинат и сегодня находится неподалеку. Наверное, можно было ожидать, что местная водонапорная башня будет выглядеть как-то особенно брутально, но нет: вполне симпатичная невысокая башенка, смотрящаяся крайне любопытно на контрасте с окрестными промышленными пейзажами.

-8

Вообще места вокруг башни совершенно фееричные, настолько, что даже не знаю, с чем их сравнить. Взгляните сами (фото выше). Вероятно, если бы так выглядела далекая промышленная окраина города, то особых вопросов и не возникло бы, но сама станция Бойня, равно как и дымящие трубы, и поросшие травой железнодорожные пути находятся внутри Третьего транспортного кольца, то есть фактически в центральной части Москвы. Более того, дойти сюда пешком можно минут за пять от станции метро Волгоградский проспект, если вас, конечно, не смущает перспектива прогулки по безлюдным, полузаброшенным путям. Зато впечатлений точно получите массу.

Станция Депо

-9

Следующая водонапорная башня, представляющая собой отличный пример промышленной архитектуры начала XX века в стиле модерн, расположена около станции Депо Курского направления, хотя формально и относится к станции Люблино-Сортировочное. Построенная в 1914 году башня отлично сохранилась, вероятно, не в последнюю очередь благодаря присвоению ей статуса объекта культуры регионального значения. Разве что не так давно была перекрашена из красно-белого в однотонный серый цвет, что, впрочем, на мой взгляд, хуже ее не сделало.

-10

Башня расположена в непосредственной близости от станции Депо, но пройти к ней напрямую можно и с улицы Полбина. Другой вопрос, как и зачем там вообще можно оказаться. Ну, как минимум, для осмотра Николо-Перервинского монастыря, расположенного дальше всего от центра города среди всех московских монастырей. Ну, а любители промышленной, и в частности железнодорожной архитектуры и инфраструктуры могут как следует изучить многочисленные постройки, относящиеся к станции Люблино-Сортировочное, возраст многих из которых превышает сто лет.

Люблинские поля орошения

-11

Относительно недалеко от предыдущей, на улице Нижние Поля расположена еще одна прекрасная историческая водонапорная башня начала XX века. Башня находится на закрытой территории бывших Люблинских полей аэрации. Отсюда, кстати и название улицы. Увидеть ее из-за забора несложно, но вот подобраться ближе и как следует поразглядывать не так уж просто в связи с действующим пропускным режимом. Мне повезло: когда я проходил рядом, ворота открылись, и пока с территории выезжала машина, я успел сделать пару фотографий.

При виде башни может сложиться впечатление, что она отлично отреставрирована, да и в целом выглядит прекрасно для своих лет. Отчасти так оно и есть, но только ни одному историческому сооружению еще не шла на пользу замена оригинальных окон на пластиковые. Да и установка матовых, зеркальных стекол в данном случае представляется весьма спорным решением. Но все же, выбирая из двух зол меньшее, стоит признать, что лучше так, чем если бы стояла она заброшенная и постепенно разваливалась.

Рижский вокзал

-12

Еще одна «привокзальная» водонапорная башня расположена неподалеку от Рижского вокзала. Эта неприметное строение расположено сбоку от Крестовского путепровода (запомните его, к нему мы вернемся в самом конце статьи) и сегодня используется для хозяйственных нужд. Выглядит башня откровенно неважно: на смену весьма интересной, рельефной деревянной крыше пришла обычная металлическая и зачем-то добавилась побелка первого этажа. Впрочем, едва ли многие заметили данные изменения: место тут не слишком проходное, да и информации в открытых источниках о самой башне тоже по минимуму.

Станция Николаевка

-13

Со следующей башней, вынужден это признать, у меня случился прокол. Дело в том, что включать ее в данную подборку я не планировал вовсе, более того, даже знать о ней не знал и лишь случайно заприметил, когда шел фотографировать башню у Рижского вокзала. Ну, дай, думаю, и ее заодно сфотографирую. А башня-то оказалась крайне примечательная: построена она была не позднее 1911 года и сегодня является культурным объектом регионального значения. Существует версия, что именно она описана в фантастическом романе Сергея Лукьяненко «Черновик». Ну, и наконец, своей красотой она даст фору многим объектам в сегодняшнем списке. Так что с большой вероятностью я еще вернусь к ней на страницах данного блога. По всей видимости, оно того стоит.

Станция Лосиноостровская

-14

Следующая башня, пожалуй, наиболее отдалена от центра среди всех объектов в сегодняшнем списке, но при этом одновременно является и одной из наиболее примечательных. Расположенная  у станции Лосиноостровская Ярославского направления Московской железной дороги башня в стиле модерн является памятником промышленной архитектуры рубежа XIX и XX веков. Более того, она, во-первых, имеет свою собственную страничку на Википедии (практически нонсенс для такого рода строений). А, во-вторых, башня даже успела засветиться в отдельных эпизодах фильмов «Место встречи изменить нельзя» и «Вокзал для двоих», которые снимались на станции Лосиноостровская.

Станция Лихоборы

-15

Насколько прекрасна следующая башня, настолько же неудобно для посещения и осмотра она расположена. Какое-то совершенно жуткое место, в самом конце дорожного тупика, в промзоне, среди гор мусора и разобранных автомобилей и со стаей бродячих собак в качестве охраны. Сложно даже поверить, что в столь неприглядной местности расположена отлично сохранившаяся башня 1908 года, которая несомненно украсила бы собой любой средневековый замок. Сегодня ее историческое предназначение, подача воды для станционных построек и проезжающих локомотивов, уже давно утратило актуальность. А сама башня так и стоит, словно луч света в темном царстве.

Станции Угрешская

-16

Сестра-близняшка предыдущей башни расположена неподалеку от станции Угрешская, также относящейся к Московской окружной железной дороге (сегодня ставшей МЦК). И, кстати, родство их неслучайно. Все дело в том, что автором большинства административных, жилых, технических и производственных построек окружной дороги является российский архитектор Александр Померанцев, спроектировавший среди прочего Московский ГУМ. По решению Померанцева почти все здания, и типовые, и построенные по индивидуальным проектам, были возведены в псевдоисторическом стиле. Тогда же было решено придать водонапорным башням готические черты старых европейских замков.

P.S. Другие знаковые московские сооружения в готическом стиле мы обсуждали не так давно в соответствующей статье.

-17

Сама башня также расположена на закрытой территории. Увидеть ее будет намного легче не с Угрешской улицы, а со стороны Третьего транспортного кольца. Здесь, на 1-м Угрешском проезде расположено сразу несколько исторических сооружений, обеспечивавших работу станции сто с лишним лет тому назад.

Фабрика Пфейфера

-18

Следующий пункт в сегодняшнем списке − настоящая башенная мекка на Ткацкой улице, ведь именно здесь, в непосредственной близости друг от друга можно увидеть [и даже запечатлеть на одном снимке] сразу две исторические башни. Первая (та, что на дальнем плане на фотографии выше) является частью старого корпуса «Семеновской мануфактуры» (бывшей ткацко-белильной фабрики Пфейфера) 1910-х годов постройки, представляя собой отличный образец стиля модерн в промышленной архитектуре. Та, что на переднем плане, выглядит чуть скромнее, но у нее и предназначение было, так сказать, более приземленное. Это уже давно не действующая канализационная насосная станция, ранее также относившаяся к фабрике.

Сама Ткацкая улица, хотя и расположена довольно далеко за пределами исторического центра города, тоже крайне интересна. Так, в нескольких минутах ходьбы от башен расположены готические здания бывшего Евангелическо-лютеранского миссионерского общества, которые я включал в одну из последних подборок интересных исторических зданий Москвы. А еще совсем близко отсюда находится самое мрачное место города, которому я посвящал отдельную статью.

Завод Листа

-20

Следующей башне и повезло и не повезло одновременно. Не повезло потому, что территория, на которой она расположена, попала в зону интересов одной из строительных компаний, решивший возвести здесь очередной жилой комплекс. Ну, а повезло в том, что она не была снесена, как десятки, а, может быть, и сотни исторических сооружений, оказавшихся в схожей ситуации. В лучших традициях 1930-х−1940-х водонапорная бывшего «Бутырского машиностроительного завода Густава Листа», построенная в 1899 году, в году 2020 была подвинута на сто с лишним метров. Причем подвинута бережно и аккуратно. Достаточно сказать, что путь в 100 метров она преодолела более чем за трое суток.

-21

Прецедент остался почти незамеченным на уровне федеральных и даже московских СМИ, а ведь его важность сложно переоценить. Внезапно всем стало понятно, что сохранять историческую архитектуру можно и нужно, какими бы наполеоновскими ни были планы девелоперов, пришедших на ту или иную городскую территорию. Конечно, одной лишь «политической воли» в таких случаях мало. Все-таки ведь и сам процесс передвижки является достаточно дорогостоящим. Но очень хочется верить, что пример данной башни будет далеко не единственным, а одним из первых в своем роде.

Механический завод

-22

Еще одна одна крайне примечательная водонапорная башня расположена в восточной части центра Москвы, на Волочаевской улице. Башня интересна прежде всего тем, что представляет собой не отдельно стоящую постройку, а встроена в здание бывшего завода со звучным названием «Текстильмашдеталь» (ранее − Ремизно-бердная фабрика М. С. Константинова). Очень необычное архитектурное решение, ничуть не растерявшее своего шарма за без малого полтора века, прошедших с момента постройки здания. И, кстати, данная башня расположена буквально в трех минутах ходьбы от весьма примечательной дачи Строгановых, которую я также включил в недавний список 10 интересных исторических зданий Москвы, о которых мало кто знает.

Фабрика Эрманс

-23

Еще одна похожая и по внешнему виду, и в архитектурном плане башня расположена на Воронцовской улице и украшает здание бывшей фабрики Товарищества «К. Эрманс и Ко», производившей парфюмерные и химико-фармацевтические товары. Само здание построено в стиле северного модерна (кто бывал в Финляндии или Швеции, наверняка заметит сходство с архитектурой этих стран). Любопытно, что архитектурный проект такого рода башен в начале XX века являлся типовым, но сегодня на всю Москву их осталось всего три: эти две, плюс башня на территории вагоноремонтного завода в Сокольниках. Если же оценивать каждую из них вкупе со зданием, в которое и встроена сама башня, то, безусловно, сооружение на Воронцовской улице является самым интересным. Извините за качество фотографии, но мне все никак не удавалось оказаться в этом месте в светлое время суток. Хотя внимание оно, безусловно, заслуживает.

Бонус. Крестовские водонапорные башни

-24

Ну, и немного ностальгии в завершение сегодняшней статьи. Ведь любой разговор о московских водонапорных башнях будет неполным, если не упомянуть Крестовские башни Мытищинского водопровода, располагавшиеся в начале Ярославского шоссе, там, где сегодня расположена станция метро Рижская и проходит Третье транспортное кольцо. Две башни в стиле краснокирпичной эклектики, диаметром 20 метров и высотой 40 метров были построены в 1893 году и простояли на своем месте вплоть до 1940 года, когда стартовал проект реконструкции Ярославского шоссе. К тому моменту функциональное предназначение башен уже утратило актуальность в связи с вводом в эксплуатацию Восточной водопроводной станции.

Какими бы прекрасными ни были показанные в сегодняшней статье водонапорные башни, все они по своей красоте значительно уступают Крестовским башням. Их, к слову, наравне с Сухаревой башней и Красными воротами можно назвать одной из главных архитектурных утрат Москвы, случившихся в XX веке. Любопытно, что в одной из башен долгое время был открыт Музей московского городского хозяйства, позднее перенесенный именно в Сухареву башню. В наши дни изредка звучат робкие предложения воссоздать обе эти достопримечательности, но пока что разговорами все и ограничивается. Как будет дальше, поживем − увидим!)

Ну, а на этом о московских водонапорных башнях на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Буду рад, если вы подпишитесь. Впереди вас ждет еще много всего о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.

#москва #архитектура #достопримечательности #интересные места #интересные факты