Все хотят хорошую запись, но не все могут объяснить, чего конкретно они хотят. А звукорежиссер — не экстрасенс и кнопки "сделать хорошо" у него тоже не наблюдается. Так что любому музыканту: от вокалиста, до барабанщика, будет не лишним выучить пару спец. терминов. И разобраться с неологизмами, которые вроде бы все понимают, но вот смысл объяснить не могут.
Кстати привет👋 С вами Сергей «Adamsky» — музыкант, аранжировщик и звукорежиссер. Пишу музыку с 14 лет и даже переехав из Москвы в Израиль продолжаю писать и преподавать, выжимая из звука максимум.
- Реверберация — множественные искажения, создающие ощущение записи в определенном пространстве, будь то комната или тронный зал. Не стоит путать с такой штукой как...
- Дилей (задержка) — все новички традиционно зовут его "эхом", потому что здесь мы слышим единичный звук, но идущий тише и позже основного сигнала.
- Сатурация — небольшое искажение звука, делающее его более приятным на слух. Например чисто записанная электрогитара звучит слишком мертво, а вот с сатурацией в самый раз.
- Pitch correction (коррекция тона) вокала — прекращайте уже говорить "мне нужен автотюн". Потому что голос, чаще всего, чистится вручную для более-менее живого звучания. А характерный звук "Автотюна" — это "Robo Voice"
- Атака — начало звука, когда ты слышишь характерный щелчок, будь то бас гитара или малый барабан.
- Сустейн — длительность звучания инструмента. Наступает сразу после атаки. Для примера нажми клавишу пианино и не отпускай ее — вот это и есть сустейн.
- Вибрато — обычная частотная модуляция (когда звук "гуляет" вверх-вниз относительно основного тона\ноты). Не стоит путать с...
- Тремоло — это уже амплитудная модуляция (последовательное изменение громкости). И вибрато и тремоло так же происходят с определенной частотой, отсюда и характер звука каждого эффекта.
- Памп (pump) эффект — можно услышать например в припеве Lady Gaga — Marry The Night. Ритмичное изменение громкости баса в такт удара бочки. Характерный эффект для поп музыки
- Дисторшн (искажение звука) — тот самый звук гитарного "дж-дж". Хочется мощной гитары? проси накрутить дисторшн.
- Клиппинг — если ты поешь громко и слышишь потрескивания, то это и есть клиппинг. Цифровое искажение особенно громких звуков. Этой штуки нужно избегать и просить звукаря делать входной сигнал тише.
- Мониторинг — возможность слышать себя в наушниках при записи.
- Эффект радио — Просто обрезка нижних и верхних частот твоего инструмента для получения характерного "куцего" звука через старый маленький динамик. Можно еще и немного дисторшн наложить. А вот если наложить дисторшн много, то получится
- Эффект мегафона — Оставить частоты в районе от 1 до 4 кГц и наложить сильный перегруз (изкажение) и голос зазвучал как из полицейского громкоговорителя.
- Фейд Ин\Аут (Fade In\Out) — плавное увеличение\уменьшение громкости инструмента или целого куска песни. Часто так песню начинают и соответственно заканчивают, уводя громкость в ноль.
- Суб-бас — Частоты от 20 до 60 Гц. Добавляет мощи бочке.
- Бас — Диапазон от 60 до 250 Гц). Добавляя его добавляешь "жира" инструменту. Добавляет мощи басу (гитаре или синтезаторам).
- Нижняя середина — от 250 до 500 Гц.
- Середина — от 500 Гц до 2 кГц. Это жир инструмента и голоса, его объем и полнота.
- Верхняя середина — от 2 до 4 кГц. Это читаемость инструмента. Разборчивость нот и слов. И самые ярко различимые человеческим ухом частоты. 3 кГц — звук циркулярной пилы, так что не перебарщивай с ней.
- Присутствие — от 4 до 7 кГц. Помогают выделить инструмент из микса, не увеличивая громкости.
- Сибилянты — от 7 до 10. Сипящие и шипящие частоты, так что аккуратнее с ними на голосе.
- Яркость (воздух) — 10 до 20 кГц. Делаем тарелки искрящимися и голоса воздушными, как звон бокалов. Именно так работают эксайтеры, добавляя этих частот.
Думаю собрал здесь самые основные штуки. Если что-то забыл или вы хотите уточнить — пишите в комментариях. И готовьтесь к походу в студию, чтобы делать свою музыку. Музыку с кайфом✌️
Что еще почитать:
-------------------------------------------------------------------------------------------
Telegram канал "Записки Аранжировщика"
Подкаст «Слышь!»