Продолжение
В то время, как генерал А.В.Галафеев покинул возводимое укрепление Герзель-Аул и направился через крепость Грозную к речке Валерик, имам Шамиль, едва залечив кинжальные раны и сломанные ребра после посещения акинского аула Гухой, приступил к активным действиям. В первую очередь, он направился с сильной партией преданных мюридов в Чемберлоевское общество и там уговорами, а зачастую и прямым нажимом присоединил все селения к теократическому имамату. Подчинив своей власти чемберлоевцев, имам Шамиль завершил подчинение всей Чечни, после чего обратил свои взоры на хорошо знакомый ему Нагорный Дагестан. Собрав под свои знамена андийцев, вместе с партиями Ташав-хаджи, в которые вошли ичкерийцы и шатоевцы, имам Шамиль беспрепятственно прошел через Салаватию в горные ущелья Дагестана. Проникнув в Аварию, мюриды сразу же подчинили 8 аулов, но жители селения Цоботль (Зубутли) не пожелали принимать шариат, за что и поплатились. После короткого, но ожесточенного боя, аул был взят и подвергнут наказанию.
Пополнив число сторонников несколькими десятками аварцев и жителями большого аула Чиркей (в котором никогда еще не было российских войск), мюриды направились вверх по течению реки Сулак к селению Ишкарты. Здесь 10 июля 1840 г. состоялось сражение сторонников шариата с отрядом правительственных войск в состав которого входили конные милиции шамхала Абумуслима Тарковского и Ахмет-хана Мехтулинского. Остановить многочисленные партии мюридов не удалось, поэтому селения Эрпели и Каранай на некоторое время были потеряны для шамхальства. Возникла реальная угроза захвата и разорения равнинных кумыкских селений, а войск в этой части Северо-Восточного Кавказа катастрофически не хватало, т.к. если какие и возможно было выделить подразделения, то они уже давно находились в рядах “Чеченского отряда”. Срочно из крепости Темир-Хан-Шура для пресечения враждебных действий мюридов вышел незначительный отряд к Нагорному Дагестану.
Имам Шамиль, имея заметное превосходство в живой силе, но еще не располагая артиллерией, предпочел отойти подальше в горные отроги и избежать сражения со своим старинным знакомым генералом Ф.К.Клюки-фон-Клугенау. (После отстранения от должности начальника Левого фланга Кавказской линии генерала Н.П.Пулло, возникла идея назначить в крепость Грозную генерала Ф.К.Клюки-фон-Клугенау. Вместе с тем, вскоре от нее отказались, т.к. посчитали что немецкий барон из Богемии хорошо знает театр военных действий в Северном Дагестане и пользуется заслуженным доверием у части местного населения). В свою очередь имам Шамиль, практически не встречая противодействия, подчиняет своей власти большую часть Нагорного Дагестана и объединяет его с Большой и Малой Чечней. Таким образом определились основные территории теократического имамата, который получил свои очертания на ближайшие годы. Однако мюриды и не думали останавливаться, поэтому все новые большие и малые партии атаковали российские поселения, включая левый берег Терека.
На подконтрольной территории имам Шамиль сразу приступил к созданию административных единиц, во главе с доверенными наибами. Российский солдат С.Беляев, проведший 10 месяцев в горском плену, отмечал, что раньше «в аулах были старшины и не имели большой власти, воровство было повсеместное. Часто один другого обирал всего, даже брал в плен и одноаульца, и продавал его в дальний аул». Наибы же быстро навели порядок, опираясь на свои вооруженные партии и местных богословов, умевших читать и толковать Коран. Все мужское население имамата делилось на десятки, сотни, пятисотни, тысячи и насчитывало несколько десятков тысяч воинов, предположительно свыше 60000. Распоряжения наиба моментально становились известны всему населению, путем быстрой передачи через дежуривших понедельно мюридов, пока не достигали десятников. Они же с крыш своих домов информировали свои десятки о ближайших мероприятиях, как-то: «когда и куда собираться в набег, на сколько дней, или прорыть канаву, или очистить ее, для пропуска воды, починить мост, или не рубить лес, как единственную защиту и прочее». Все стороны жизни в имамате были строго регламентированы, и горцы называли своего повелителя – падчши.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.