В сборнике «Как оставаться человеком на работе» прочитала офигенную главу про то, как быть хорошим слушателем. Конспектирую ее для вас, т.к. до этого такой интересной информации не встречала:
Люди чаще всего переоценивают свои навыки слушания и думают, что хорошо слушать — это не перебивать, периодически кивать, говорить «угу» и повторять за собеседником некоторые фразы.
Это не так.
Авторы книги провели исследование на 3492 участников обучающей программы для менеджеров и выяснили характеристики, которые отличали людей, считавшихся лучшими слушателями (5% участников программы):
4 группы качеств хороших слушателей:
Умение слушать — не значит молчать. Наоборот: люди считают хорошими слушателями тех, кто изредка задаёт вопросы, ведущие к лучшему пониманию. Даже если эти вопросы аккуратно оспаривают речь спикера. Потому что хороший вопрос показывает, что человек не просто воспринял информацию, но и заинтересовался ей настолько, чтобы захотеть узнать еще. Хорошее слушание = полноценный диалог. Лучшее общение — активное.
Общение должно укреплять самооценку собеседника и оставлять положительное послевкусие, так что вместо жесткой критики идей лучше высказывать сомнения мягко и в целом создавать поддерживающую среду.
Плохие слушатели слушаю только затем, чтобы найти в аргументах или логике собеседника ошибки, чтобы в паузе атаковать. Сомневаться в предположениях или не соглашаться с мнением ок. Но даже в таких ситуациях собеседник чувствует, что другая сторона пытается ему помочь, а не выиграть спор.
Хорошие слушатели советуют. Это помогает взглянуть на предмет обсуждения по-новому.