Исследование современного джихада
Любая исследовательская работа начинается с подбора литературы и других источников по теме – с так называемой истории вопроса. Это необходимо для того, чтобы не изобретать велосипед – вместо этого нужно найти все велосипеды и описать их. Скорее всего, они будут несовершенны, и тогда мы можем попытаться создать свой с учетом опыта предыдущих авторов или доработать какую-то из отдельных деталей велосипеда.
Я подготовила подборку книг, которые помогут разобраться в исламском экстремизме. В этой статье я начала с одного из главных словесных плодов человечества.
1. Коран / الْقُرآن
#Коран – это священная книга всех мусульман. Он написан на арабском языке со слов пророка Мухаммеда. При его жизни Коран не был записан, но в годы расширения Халифата кодификация была необходима – это основа стабильного государства. Создание единого текста произвели при халифе 'Османе в 651 г.
Коран состоит из глав – сур, каждая делится на высказывания – аяты. Само слово "коран" [qur'ān] означает "чтение". Существенным дополнением к Корану является сунна, состоящая из хадисов. Это повествование о жизни пророка, дающее ответы на вопросы права в исламской общине. Сунна описывает обряды, нормы морали, пищевые запреты и др. Добрые люди написали также тафсиры – труды, поясняющие священный текст.
Коран – главный источник для понимания исламской морали. Мы не можем забраться в голову к каждому отдельному верующему, но открыть книгу – пожалуйста. Так мы получим представления о том, на что мусульмане опираются, когда делают в жизни выбор, будь то "что поесть на обед?" или "сегодня я выбираю добро или зло?".
На Западе давно уже нарисовали знак равенства между исламом и терроризмом. Напуганного взрывами человека можно понять. Но мы должны стремиться критически относиться к любому суждению, тем более такому опасному. Таким образом, зададимся вопросом: а что такого написано в Коране, что люди взрывают себя по указанию книжки?
Скажу сразу: там не написано "взрывайте себя". Этот печальный тренд набрал обороты, видимо, в Иране во второй половине прошлого века, и это тема для отдельной статьи. Тренд связан с пониманием шахады (араб. свидетельство) и фигурой шахида – то есть мученика, погибающего за веру на войне с неверными. Минуя все посмертные испытания, шахид попадает к престолу господа и пребывает в райском саду.* Таким образом, уничтожить себя и прихватить с собой злостных безбожников – как бы прямой билет в безоблачную загробную жизнь.
Кстати, шахада в узком смысле – формула, которую необходимо произнести, например, при обращении в ислам ("Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его"). А еще в арабском языке шахадой называют любой диплом или сертификат (даже аттестат об окончании средней школы), так как прямой ее перевод, повторюсь, – свидетельство.
И вот мы озадачились и вняли первоисточнику. А там?! Там содержатся следующие цитаты:
(9:3) ...Обрадуй же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием...
(9:5) ...избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!
(9:39) Если вы не выступите [по пути Аллаха], накажет вас Аллах мучительным наказанием и заменит вас другим народом.
(9:74) О пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним.
Мне не хотелось бы в это верить, но я вижу откровенный призыв к убийству. И тот, кто захочет увидеть в нем руководство к практическому действию – тот увидит. Но посмотрим на это с другой стороны. Та же 9-я сура ("Покаяние") содержит призыв договориться с неверующими:
(9:2) Странствуйте же по земле четыре месяца и знайте, что вы не ослабите Аллаха и что Аллах опозорит неверных!
(9:3) И призыв от Аллаха и Его посланника к людям в день великого хаджа о том, что Аллах отрекается от многобожников и Его посланник. И если вы обратитесь, то знайте, что это – лучшее для вас, а если отвратитесь, то знайте, что вы не ослабите Аллаха. Обрадуй же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием,
(9:4) кроме тех многобожников, с которыми вы заключили союз, а потом ни в чем перед вами не нарушили и никому не помогали против вас!
Здесь и в дальнейшей истории исламской цивилизации мы встречаемся с еще одной важной концепцией: дар-уль-ислам / дар-уль-сульх ("территория мира") и дар-уль-куфр / дар-уль-харб ("территория неверия/войны"). Это двухчастное деление мира на землю, где правит ислам, и землю, отвергающую ислам. Первая допускает договор с неверными: их можно не убивать, но при соблюдении ряда условий, таких как уплата специального налога.
Для меня в этих аятах открывается совершенно очаровательная и пугающая черта ислама: вера в окончательную победу единственной истинной религии. Подразумевалось, что в короткий срок все человечество одумается и примет (или признает главенствующим) ислам, и останется немного "подчистить" землю, истребив оставшихся кяфиров (неверных).
Очевидно, что-то пошло не по плану, поэтому война продолжается уже полторы тысячи лет. Ее ведут те, кого мы называем исламистами, экстремистами, радикалами, фундаменталистами, ваххабитами, салафитами и просто террористами. Причем, далеко не всегда их мишенью становятся немусульмане. Очень часто – т. н. лицемеры, то есть недостаточно мусульманские мусульмане. Вообще, если посмотреть, с какой частотой мусульмане взрывают своих же (в том же Афганистане), можно совсем запутаться, что здесь происходит.
Призываю вас распутываться вместе со мной.
Что, собственно, такое эта "Священная война"? И причем здесь джихад? Возьмем на вооружение 2 термина: джихад и газават.
Джихад (جهاد, jihād) в переводе с арабского означает "усилие", "усердие". Оно совершенно не означает войну и кровопролитие. Для убедительности: в Иране министерство сельского хозяйства официально называется "министерство сельскохозяйственного джихада" (vazārat-e jehād-e kešāvarzi), то есть сельскохозяйственных усилий на пути экономического процветания страны.
Выделяют большой и малый джихад. Большой, он же внутренний, он же джихад сердца, подразумевает нравственное совершенствование каждого человека на протяжении жизни. Не победив свои пороки, мусульманин не должен выступать за идеалы веры. Малый джихад, он же военный, он же джихад меча – это газават. Именно газават допустимо переводит как "священную войну". В России этот термин ассоциируется в первую очередь с Кавказской войной (1817–1864 гг.) и личностью имама Шамиля.
В 21 веке слово "джихад" звучит просто чудовищно: мы представляем черные бороды, автоматы, отрубленные головы, разорванные конечности и много чего еще. Почему это произошло? Прямого отношения к Корану ответ на этот вопрос не имеет. Чтобы на него ответить, нужно вспомнить еще несколько важных книг.
В следующей статье я расскажу про 3 книги: "The Clash of Civilizations" Хантингтона, "A World Without Islam" Фуллера и "Джихадизм" Рогозинского.
При написании статьи я пользовалась:
1. Коран / пер. И. Ю. Крачковского; – М.: Издательство восточной литературы 1963.
2. Ислам в Иране / И. П. Петрушевский; – СПб.: Издательство Ленинградского университета, 1966.
Еще можно почитать статью на Арзамасе
*см. Коран (2:149), (3:194)