- Императрица Екатерина II, первая в России, 23 октября 1768 года сделала себе прививку от оспы.
- "Мне советовали привить сыну оспу. Я отвечала, что было бы позорно не начать с самой себя и как ввести оспопрививание, не подавши примера?", - писала Екатерина II прусскому королю Фридриху II.
- Привив себя и сына, императрица подала пример вакцинации в России.
- Екатерина II, императрица. 23 октября 1768 года Екатерина сделала себе прививку от оспы.
Оспа в XVIII веке являлась страшным заболеванием, ну может быть чуть менее страшным, нежели чума.
Почему в европейских городах стоят чумные колонны? ЧУМА В ЕВРОПЕ
Смертность при заболевании оспой составляла 40%. В России скончался от оспы, например, внук Петра I, сын царевича Алексея, недолго правивший мальчик Петр II (1727-1730 гг.).
Муж Екатерины, Карл Ульрих Петр, известный нам под именем Петра III, переболел оспой, память о чем всю оставшуюся жизнь носил на своем лице...
Голштейн-Готторпы на русском троне
Екатерина боялась заболеть черной оспой - и решилась.
Императрица Екатерина II, первая в России, 23 октября 1768 года сделала себе прививку от оспы.
Был ли в этом риск? - да, безусловно. И немалый. Сама прививка была довольно-таки жестокой: здоровому человеку делали разрезы на руке и протягивали через них нитки или ткань, смоченную в содержимом оспенных пустул (пузырьков) заболевшего. Инфекция попадала прямо в кровь - такой метод называют вариоляцией.
Была ли зафиксирована смертность после такой прививки? - да, была. 2%; называли знатных людей, умерших после вариоляции. В то же время отдаем отчет, что это в 20 раз меньше, чем смертность в результате болезни. Лишь в одной-единственной европейской стране - в Англии - врачи делали прививки от оспы - а перенят метод был в 1718 году от турок. Для врача, англичанина Томаса Димсдейла, по приказу императрицы все дни после прививки до ее полного выздоровления держали наготове почтовую карету - чтобы в случае ее смерти он мог выехать из страны и спастись от самосуда. Императрица хорошо представляла, на что способен ее народ: так, несколькими годами позже, во время т.наз. чумного бунта в Москве 1770-1772 гг. был убит, буквально растерзан толпой московский архиепископ Амвросий Зертис-Каменский - за то, что в целях предотвращения скопления народа в разгар эпидемии чумы запретил служить молебны у Боголюбской иконы Божией Матери у Варварских ворот Китай-города...
Возможно, императрица и колебалась, но в 1768 году, в разгар эпидемии оспы в России и в Европе, при дворе началась паника. "С детства меня приучили к ужасу перед оспою, в возрасте более зрелом мне стоило больших усилий уменьшить этот ужас... Весной прошлого года (1768 - Авт.), когда эта болезнь свирепствовала здесь, я бегала из дома в дом... не желая подвергать опасности ни сына, ни себя. Я была так поражена гнусностию подобного положения, что считала слабостию не выйти из него. Мне советовали привить сыну оспу. Я отвечала, что было бы позорно не начать с самой себя и как ввести оспопрививание, не подавши примера? Я стала изучать предмет... Оставаться всю жизнь в действительной опасности с тысячами людей или предпочесть меньшую опасность, очень непродолжительную, и спасти множество народа? Я думала, что, избирая последнее, я избрала самое верное...", - писала она прусскому королю Фридриху II.
Привившись сама, Екатерина II сделала затем прививку своему сыну, 14-летнему Павлу Петровичу, наследнику престола.
"Мне советовали привить сыну оспу. Я отвечала, что было бы позорно не начать с самой себя и как ввести оспопрививание, не подавши примера?", - писала Екатерина II прусскому королю Фридриху II.
Так, привив себя и сына, императрица подала пример вакцинации в России. Надо сказать, поступок Екатерины II в придворных кругах рассматривался как подвиг. Но не напрасно же Екатерина II стремилась быть "просвещенной императрицей" и поддерживала славу "Философа на троне"! В театре, например, даже балет поставили балет на эту тему - "Побежденное предрассуждение". А для простого народа печатали в изобилии лубочные картинки на тему вакцинации от оспы.
2 декабря 2021 года в СМИ прошла информация о том, что на аукционе в Лондоне продали письмо Екатерины II о необходимости вакцинации от черной оспы, посланное генералу-фельдмаршалу графу Петру Румянцеву. Путешествуя по Крыму, императрица сообщала графу: "Между прочими предметами должности <...> одним из главнейших почитаться должен заведение прививания" - и объясняла, как нужно устроить вакцинацию на государственном уровне, и зачем это нужно: ведь без вакцинации "великий вред особливо в простом народе".
Привив себя и сына, императрица подала пример вакцинации в России.
Вкупе с письмом на аукционе был продан также портрет Екатерины II кисти художника Дмитрия Левицкого. Письмо и портрет императрицы были выставлены под одним лотом под №14. "Лот №14 "Левицкий" продан за £951 тыс. <$1,26 млн>", - так говорится в сообщении.
Но вернемся еще раз в XVIII век.
Димсдейл, сделавший императрице прививку, был не простой доктор: в этом деле он слыл самым умелым, Екатерина присмотрела его сама. Для прививки императрицы Димсдейл и прибыл специально в Россию, за что и был впоследствии вознагражден императрицей баронским титулом, огромной пенсией и званиями. Доктор вернулся в Англию, однако же через 13 лет снова прибыл в Россию - для того, чтобы привить внуков императрицы.