Прошлая статья была о безлинейной нотации. В этой же поговорим о линеечках.
4. Первые формы линейной нотации – все те же невмы, которые уже к XI веку располагались на горизонтальных линейках красного и жёлтого цвета. Такое новшество приписывается итальянскому монаху Гвидо Аретинскому. Линии указывали на точную высоту, но ритм все также не проставлялся.
В XIII веке уже появились четыре линейки, на которых уже записывались не невмы, а квадратики. Такая нотация называлась квадратной и использовалась в Италии:
В Германии же значки нот были немного другие, и нотация называлась «подковообразной» или «готической»:
5. А что же ритм? Только к XII веку он наконец стал отражаться в нотации, но весьма специфично. Самая первая нотация с ритмом называлась модальной. Все ритмические рисунки представляли собой комбинацию из шести ритмоформул из сочетания более длинных и более коротких нот, которые вывели из метра древнегреческого стихосложения.
6. С XIV по начало XVII века была популярна мензуральная нотация, с помощью которой теперь можно было записывать ритм без опоры на существующие ритмоформулы. За основу были взяты знаки-квадратики из квадратной нотации.
В XV веке внешний вид нотных записей был довольно причудливым, в виде разных фигур. Вполне в духе маньеризма того времени:
Такая нотация называлась «черной», так как головки нот были закрашены. Во второй половине XV века ее вытеснила «белая» нотация, в которой головки нот оставались незакрашенными:
—————————————————————————————————————
‼️Первая часть статьи о записи нот здесь!‼️
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. ☺️