Покупатель, и продавец имеют возможность в любой момент ликвидировать свою позицию. Для этого каждому из них нужно осуществить действие, противоположное первоначальной позиции. То есть тот, кто удерживал короткую позицию (продавец), покупает фьючерсы, а тот, кто имеет длинную позицию (покупатель) — продает фьючерсы. Таким образом осуществляется страховая защита участников рынка. Например, пусть производитель резины поставляет (продает) ее шинному заводу в объеме 100 тыс. тонн в год по цене 500 грн за 1 тонну. Но производитель (хеджер) ожидает увеличение цен на наполнители, необходимые для производства резины, которые он покупает у другого производителя.
Чтобы застраховать себя от возрастания цен на наполнители, он подписывает с их производителем соглашение на известный период на приобретение необходимого количества наполнителей через определенный в соглашении срок (через год по цене сегодняшнего дня. Это означает, что производитель резины хеджируется (самострахуется). Если цепа наполнителей увеличится, производитель резины по со473 Глава 14 90 глашению получит определенную сумму, которая покроет его возросшие затраты на производство резины. Если же цена на наполнители уменьшится, то производитель резины, подписавший это соглашение, понесет убытки, которые покроются большей прибылью от продажи резины. Производитель резины ни в первом, ни во втором случае ничего не потеряет, хотя и ничего не выиграет. Он не занимается спекуляцией. Его цель — страхование. Как свидетельствует пример, хеджирование помогает снизить риск от неблагоприятного изменения цены, но одновременно не дает возможность воспользоваться и благоприятными ее изменениями.