Среди богословов раннего средневековья имя Аврелия Августина было, пожалуй, наиболее известным. После смерти Августин был причислен к лику святых под именем Августина Блаженного. Он был общепризнан как один из отцов церкви. То, каким потом стало христианство, во многом зависело именно от этого человека, ведь его идеи легли в основу многих важных положений христианской религии.
В том числе Августин дал свое понимание ада, ставшее, если можно так выразиться, классическим.
Во-первых, Аврелий Августин был фаталистом и считал, что никто (кроме Бога) не может знать посмертную судьбу человека, что праведная (в понимании людей) земная жизнь не является гарантией спасения. Куда попадет душа после смерти — в ад или рай, определяет не сам человек, а Бог, а он это решает заранее, и люди не могут знать этого решения, пока не умрут.
Во-вторых, сама картина ада рисовалась Августином совершенно конкретно в виде огненного озера, в котором души грешников вечно претерпевают жуткие мучения. То есть, он понимал ад именно как физическое страдание. Весьма странно, не находите? Тела-то нет, осталась одна душа, а страдания у нее телесные.
«В том есть чудесная сила Всемогущего Творца, — писал Августин в кн.21, гл. 9 "О Граде Божием", — что они [проклятые живые создания] могут гореть, не снедаемые огнем, и страдать, не умирая». Мда... средневековье такое средневековье.
В основе августинова понимания ада лежит представление о справедливом возмездии. Притом речь не идет о каком-то исправлении, о каком-то движении вперед (например, раскаялся — отпустят). Нет. Ад это именно то место, что страдание нескончаемо, потому что заслуженно, значит, справедливо. Ужас тут именно в полной безнадежности ситуации. Конца и края мукам нет. Умолять бессмысленно. Бог так устроил, и баста.
Надо сказать, что даже самые ярые последователи Августина содрогались при такой картине ада и пытались как-то смягчить ее физическую конкретность. Многие из них понимают ад как метафорическое состояние, в котором душа полностью осознает полную невозможность достижения счастья, ощущает потерю всего, испытывает отвращение к себе, чувство безысходности, отчаяния, и именно это доставляет ей страдание. То есть душа горит в адском пламени не буквально, а метафорически.
Ну, хорошо. Но как же Бог допускает такое, будучи воплощением добра, всепрощения и нескончаемой милости?! Этот вопрос, кстати, Августина сильно мучил, и он нашел на нее ответ в своем фатализме.
Его суть: людям не дано судить о решениях Бога, а надо принимать их как необходимую данность.
Августин приводил еще один аргумент: все люди рождаются уже греховными, притом Бог в этом не виноват (Адам и Ева сами согрешили, и это пало на головы всех их потомков), но в своей благости Бог может спасать людей, что и делает. При этом он имеет право выбирать, кого спасать, а кого нет, и вот последние попадают потом в ад. В этом и заключается фатализм: как бы ты ни жил, если ты изначально не выбран Богом для спасения, готовься к Геене огненной. Но выбран ли ты? Этого ты не узнаешь до момента смерти. Остается только верить, что да.
#религия #богословие #философия
Читайте еще на моем канале:
Чем культурные процессы отличаются от других социальных процессов
Эстетика Никола Буало: можно ли ее применить в наше время к гиперреализму?
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Почему святого Христофора изображали с собачьей головой? Лично видел такое на стене греческой церкви