Специально для "Лилит" интервью брала Наталия Корнеева (Москва). Окончание. Начало ТУТ и ТУТ.
-- Ваша сказка про Федота-стрельца, напечатанная в "Юности", произвела фурор. Трудно было ее опубликовать?
-- Представляете, не прилагал даже вот таких усилий. (Филатов ногтем большого пальца отчеркнул кончик мизинца). Заведующий отделом поэзии в "Юности" пришел в театр, нашел меня и сказал: "Приноси нам в редакцию свою вещь". Я не поверил: такой серьезный журнал, а моя сказка какая-то самоделка. Потом были звонки в театр, и однажды мне говорят: "Приезжай, мы тебя ждем". У меня были киносъемки допоздна, но они сказали, чтобы я приехал. Привозят меня в редакцию, а я недоумеваю, кто меня может ждать в столь поздний час? Вхожу и вижу: все на местах и сам главный редактор Андрей Дементьев, в общем, меня так решпектно встретили.
-- Гонорар приличный заплатили?
-- Уж и не помню. Да, конечно, ерунду. Но я об этом и не думал, как и в ту пору, когда снимался в "Экипаже". Если спросить -- сколько я получил за картину "Экипаж" -- смешно сказать. На эти деньги можно было либо костюм купить, либо два раза с женой сходить в ресторан.
-- Как случилось, что вы выбрали именно Нину в жены?
-- Увидел я ее, конечно, в театре. Она была уже тогда ведущая актриса. Мне сказали: "Она замужем". "За кем?" -- спросил я. "За Валерием Золотухиным". Помню, я был очень поражен. "Как же это могло случиться?" -- думал я. Я воспринял это как несчастный случай.
Нина:
-- Я вышла замуж рано, и хотя мне с сыном Денисом не очень-то сладко жилось замужем за Валерием Золотухиным, у меня были такие представления, что если я замужем, то ничего ни с кем у меня не может быть, поэтому на первые знаки внимания со стороны Леонида я не ответила.
-- Леонид Алексеевич, вам легко было отбить Нину у Валерия?
-- Не прилагал к этому никаких усилий. У них само собой все сходило на нет, моя семья тоже распалась.
-- Как первый раз вы назначили Нине свидание?
-- История наших встреч -- это отдельный детектив. Все на одном пятачке, на глазах у всех, поэтому мы придумывали, где: какие-то подъезды, какие-то скамейки...
Нина:
-- Со мной это произошло таким образом. Леонид однажды приснился мне и приснился так, что когда я проснулась, я поняла, что мне нужно срочно в театр, срочно увидеть его. Я примчалась в театр, стою в кулисах, смотрю, как идет репетиция, и вдруг кто-то нежно целует меня за ухом. Оборачиваюсь -- он! Много лет никто в театре не знал о нашем романе.
Леонид:
-- Чушь собачья, знали, конечно. Знали и обсуждали, но у нас обратного пути не было, потому это уже ни помешать нам, ни повлиять на нас никак не могло.
-- Нина, однажды ваша жизнь раскололась: Леонид Алексеевич заболел. Как это случилось?
-- О серьезной болезни почек мы узнали не сразу. Первый раз это было очень неожиданно. Мы с Леней играли "Чайку", и вдруг он стал говорить как-то тихо и невнятно, как будто выпивши был, и от неловкости, которую он, вероятно, ощущал в себе, у него на лице появилась странная полуулыбка. Это было страшно. Я ему шептала: "Громче, громче", не понимая, что с ним. Потом он как-то странно кланялся.
-- А что вы чувствовали, Леонид Алексеевич, вы испугались?
-- Конечно, если я слова не выговаривал.
Нина:
-- С того момента мне стало за Леню очень-очень страшно. Все начиналось постепенно. Верный диагноз не сразу смогли врачи поставить.
-- Когда Леонид Алексеевич уже заболел и лежал в больнице, вам, наверное, было очень трудно материально?
-- Да, было очень тяжело. Но нам помогали: актеры нашего театра сделали концерт и собрали деньги, Леонид Ярмольник помог, и помогали совершенно незнакомые люди, пожелавшие так и остаться неизвестными.
-- Леонид Алексеевич, как вы восприняли удар судьбы?
-- Когда тебя везут на каталке, а рядом жена и мать, и ты понимаешь, каково им сейчас -- я просто представил себя на их месте, что бы я чувствовал, если бы у меня на глазах умирал близкий человек? -- я старался держаться, конечно. Ведь Нина бросила из-за меня театр, годами жила со мной в больницах и санаториях.
-- Что вас обоих радует сейчас в жизни?
-- Мы рады, что мы вместе, -- сказала Нина, обнимая мужа, а тот согласно кивнул.
"Были молодые, любви было много и водки..." Одно из последних интервью Леонида Филатова
(с) "Лилит" * Источник фото: pravda-nn.ru