Спрос на ресурсы, в отличие от спроса на потребительские товары, связан с производством, осуществляемым конкретным предприятием (фирмой). В связи с тем, что целью предприятия является максимизация прибыли, ею определяется и объем спроса на ресурсы. Это означает, что предприятие стремится приобрести такой объем ресурсов, использование которого обеспечит максимизацию прибыли. Для понимания процесса формирования спроса на ресурсы необходимо учесть два момента: 1) спрос на ресурсы зависит от спроса на экономические блага, произведенные из этих факторов, т. е. спрос на ресурсы производный от спроса на продукты; 2) цены на ресурсы зависят от типа рыночных структур, где реализуются факторы и экономические блага, произведенные из этих ресурсов. Начнем рассмотрение формирования спроса на факторы с наиболее простой ситуации, когда предприятие покупает ресурс на рынке совершенной конкуренции и продает свой продукт на совершенно конкурентном рынке. В условиях совершенной конкуренции предприятие производит и продает столько продукции по цене, сложившейся на рынке, сколько считает необходимым.
Влияния на цену своего продукта предприятие не имеет, поскольку удельный вес отдельного предприятия в общем объеме продукта очень незначителен. Если доля предприятия в произ-водстве незначительна, то, естественно, и его удельный вес в закупке ресурсов невелик. Соответственно, отдельное пред-приятие не оказывает влияния на цену ресурса. Объем спроса на ресурсы зависит от двух факторов: -производительности ресурса; - рыночной цены товара, произведенного из этого ресурса. 423 Глава 13 Понятно, что ресурс более производительный будет пользоваться большим спросом, чем менее производительный. Для иллюстрации влияния производительности ресурСа и цены продукта, изготовленного из него на спрос на ресурс воспользуемся табл. 13.1. Данные таблицы условны. Они показывают, что закон убывающей производительности ресурса начинает действовать при увеличении ресурса уже на первую единицу. Такое условие принимается для упрощения.