Импрессионисты объявили бунт академизму: из душных кабинетов снова вышли на пленэры, добавили в картины естественный свет и яркие краски. Рассмотрим пять пейзажей импрессионистов и проследим, как художники стремились запечатлеть мгновение и изобразить изменчивость реального мира.
Клод Моне, «Лягушатник»
К «Лягушатнику», популярному месту отдыха парижан на Сене, Клод Моне прибыл вместе с Огюстом Ренуаром. Художника притянул сюда любимый мотив — вода. Она привлекала его тем, что не имеет собственного цвета, но отражает все вокруг. Эдуард Мане даже дал Клоду прозвище — «Рафаэль воды».
В «Лягушатнике» особенно притягивает детально прописанный первый план — лодки, покачивающиеся на легких волнах. Яркая водная зыбь отражает небо, деревья и людей. Она наполнена светом и будто движется у нас на глазах.
А вот сама площадка лягушатника и люди изображены у Моне набросками. Это отличает картину от одноименной работы его друга Ренуара. Только присмотревшись, можно заметить, что на посетителях самые модные наряды того времени.
Камиль Писсарро, «Красные крыши»
Камиль Писсарро не мог позволить себе жизнь в Париже, к которой стремились художники конца 19 века. Это не было прихотью — городские пейзажные виды стоили дороже и лучше продавались. Писсарро же приходилось жить деревне и часто писать ее, как, например, в «Красных крышах».
Российскому зрителю трудно поверить, что на этой теплой картине изображена французская зима: оголенные ветви, облетевшие листья и золотой свет скорее ассоциируются у нас с осенью. Изображая любимое для импрессионистов естественное освещение, художник работает на контрасте теплого света закатного солнца и белоснежных стен на фоне холодного неба. За счет рельефных мазков картина наполняется воздухом и становится еще более светлой и невесомой.
Клод Моне, «Бульвар Капуцинок в Париже»
Снова работа Клода Моне, только теперь это тот самый востребованный и продаваемый в конце 19 века городской пейзаж. На картине «Бульвар Капуцинок» мы видим главную черту импрессионизма — изображение будто поставленного на паузу момента. Картина напоминает случайный стоп-кадр, фотографию.
Изображая подвижный и живой Париж, Моне отказывается от четких линий. В его работе главное не сам пейзаж города, а его атмосфера: силуэты людей, экипажей, деревьев — это все, что в буйстве цвета можно разглядеть на картине. Многих до сих пор угнетает подобная бессюжетность импрессионизма, но работа с цветом и манера художника восхищает.
Альфред Сислей, «Наводнение в Пор-Марли»
Альфред Сислей предпочитал энергии столицы тишину и лиричность французской провинции. Такой является деревенька из «Наводнения в Пор-Марли». Художник изображает последствие бушующей стихии — разлива Сены — спокойно и гармонично.
Это настроение создается целым спектром приглушенных цветов и длинными гибкими мазками в характерной манере художника. Сислей изображает тихо переливающуюся воду, крепкие здания и небо, которое он писал особенно увлеченно. Люди на картине заняты повседневными делами. Они будто оставляют незамеченным, что передвигаться теперь приходится на лодках, а обсуждать дела — стоя в сантиметрах от кромки воды.
Пьер-Огюст Ренуар, «Женщина с зонтиком в саду»
Где и когда создан редкий для портретиста Ренуара пейзаж, до сих пор неясно. Но «Женщина с зонтиком в саду» — характерная для импрессионизма работа.
Художник отказывается от традиционной композиции, на картине нет линии горизонта. Ренуар изображает сад с возвышенности, устилая первый план вылепленными из цвета и объемных мазков полевыми цветами. Такое отсутствие четкого контура подчеркивает невесомость свето-воздушного пространства картины, важного для импрессионистов.
Для справки:
Многие картины импрессионистов можно увидеть в экспозиции ГМИИ им. Пушкина, в сотрудничестве с которым банк ВТБ организовал множество выставок и других культурных мероприятий.
БАНК ВТБ (ПАО), Генеральная лицензия Банка России №1000
18+