Есть и такое образное определение фамилии – «флаг семьи».
Часто родные и друзья задают вопрос, ты раскопал ответ о происхождении фамилии?
Я пытался ответить на этот вопрос.
Немного истории:
Фамилия не является обязательным свойством человека, фамилии появляются только тогда, когда нужны.
История большинства! русских фамилий насчитывает около 200 лет.
Официально основная масса населения России получила фамилии только после первой всероссийской переписи населения 1897 года.
До того момента фамилии бытовали в деревнях только в виде прозвищ, «уличных фамилий».
Я говорю о крестьянах! Одним крестьянам давали полную или измененную фамилию их помещика, у других в фамилию превращали отчество, а у третьих – прозвище и т.д.
Помещик им давал часто фамилию от «фонаря», от клички, часто всем своим крестьянам — одну фамилию. Появлялись целые деревни с одной фамилией.
После отмены крепостного права 1861г. крестьяне стали разъезжаться из сел-деревень, получать ПАСПОРТА, в который записывали их отчество или уже фамилию.
Первое упоминание моего рода с фамилией Черников, нашлось в ГАТО архивном фонде «Чернская уездная временная ревизская комиссия 9-й народной переписи», в Ревизской Сказке 18 сентября 1850 года.
В Чернском уезде, деревня Камынино коллежского советника Дмитрия Александровича Батвиньева о состоящих мужского и женского пола государственных крестьянах значится крестьянский двор Меркулы Козьмина Черникова.
О состоящих мужского и женского пола государственных крестьянах значится крестьянский двор Меркула Козьмина Черникова…
Меркула родной брат Александра Козьмина 7. поколение
Жена Анна Павлова
Из книги «Ты и твоё имя» Л.В. Успенский
У одного человека - два имени: Иван и Волк.
Второе имя - Волк - чисто русское слово, с определенным значением.
И вы и я понимаем, что оно значит. А докопаться до значения слова Иван, зная один только русский язык нельзя. Надо знать древнееврейский.
Это имя — чужестранец. Мы помним, оно родилось давно и далеко — в древней Иудее. Там оно звучав как Йоханаан и означало «дар бога».
Но христианство проникло на Русь в конце Х века не прямо из Иудеи, а через Византию (Грецию); не даром у нас его стали звать «греческой верой».
Был придуман очень хитроумный ход: отныне все дети могли получать имена только при посредстве христианской церкви, во время обряда крещения, и конечно уж только христианские имена, уже принятые в Византии.
Именно с этих пор слова «назвать» и «окрестить» стали у нас значить одно и то же.
Первые христиане в Греции выработали обычай называть детей обязательно в честь какого-нибудь человека, прославленного христианской церковью, «святого», как говорили тогда.
В этом был известный смысл: христиане верили, что после смерти такие угодные богу люди возносились на небо для новой жизни.
Очевидно, получить такое спасительное имя было довольно важно. А чтобы получить его, надо было стать христианином. Очень хитро придуманная ловушка.
И совершенно неожиданно русские люди, став христианами, попали в затруднительное положение.
На Руси еще не могло быть своих святых: святые не могли быть язычниками. Значит, не было и таких русских имен, которые принимала бы христианская церковь.
Приходилось давать детям, в виде новых талисманов, непонятные, странно звучащие греческие или еврейские имена, да и взрослых при крещении переименовывать.
Это было так непривычно, так не нравилось многим, что вскоре установился довольно странный обычай.
До поры до времени все шло довольно просто: каждый человек имел данное ему родными понятное имя и спокойно носил его.
Но с конца Х века дело осложняется.
Церковь начинает среди современников усердно вербовать «крестников» для целой армии святых. Для этого новорожденных надо называть в их честь, а святые — все иностранцы, значений этих никто на Руси не понимал.
Однако их приходилось принимать: церковь сурово карала за отказ от крещения. Но их по-прежнему тотчас же заменяли в быту своими, родными, каждому понятными именами-словами.
И за человеком закреплялись на всю его жизнь иной раз оба его имени, а иной — одно, и чаще русское, «мирское».
Правда, предки наши были, видимо, людьми покладистыми: и те и другие имена пестрят в старых документах в самой причудливой смеси:
Гюрги Собышкинич
Ратмир Нематович
Гнездило Савин
Никифор Дулов
Юрята Пинещинич
И, видимо, для того, кто их записывал, все они были, так сказать, «равны».
Но все же народ еще явно предпочитал свое чужому.
Это понятно: кто, кроме ученых монахов, мог знать, что Михаил значит по-еврейски «богоподобный», что Гавриил — это «божья твердыня».
Не понимал народ и греческого имени Пелагия — «морская».
Имя обязано греческому Пелагиос, что в женском варианте звучит как Пелагиа – «морская».
В старину был обычай — тяжелобольного человека, готовя к смерти, очищали от грехов, постригая его в монахи.
Это был мрачный, обряд. Над умирающим читали заупокойные молитвы, точно он уже скончался.
То земное имя, с которым он прожил всю жизнь, заменяли другим именем, «иноческим», чтобы показать, что грешный человек совсем переродился теперь, стал подобен ангелам по чистоте души.
Очень важным считалось при этом соблюдать правило: новое имя по инициалу должно было совпадать с крестным.
Ивана называли «во иноках» Иоакимом или Ионафаном;
Григория делали Гермогеном или Гервасием,
Феодора — Филаретом или Феофаном.
Думали так: пусть Ивану по его делам прямая дорога в ад; под видом Иоакима он авось попадет в царствие небесное, избежит заслуженной кары.
Как видите, все еще живо было древнее представление о силе имени, о том, что его перемена может полностью изменить и самого человека.
Перед вами самые обыкновенные мирские имена простых русских людей, живших в XIV, XV, XVI веках:
Горностай Грязка Пешок Огурец
Звяга Будилко Образец Паук
Сорока Май Соловей Щетина
Пешка Чулок Сахар Иголка
Это имена, которые спокойно и без всякого смущения носили наши прапрадеды.
В одном и том же документе на равных правах чередуются и мирские и крестные имена, без всякого различия между ними.
…Хвороща и с братом Иваном (1388 г.)
…дети его Некрас да Ивашко (1459 г.)
…Товарищ да Семен Григорьевы (1566 г.)
…Пятой да Петр Пруговы…
Люди в прошлом нередко носили по два разных имени; если одно было христианским, другое являлось народным, мирским.
Мало в те времена отличали мирские имена от крёстных!
Знаток нашего древнего именословия, языковед 19 века H. M. Тупиков:
«Русские имена всегда имели все права законного имени и могли выступать без сопровождения имен христианских… Употребление их в качестве имени или прозвища зависело от воли носителя их или же от воли документатора» (то есть того, кто записывал их).
Народ не видел никаких преимуществ в именах «календарных»; ничего плохого — в старинных своих, домашних.
Но церковь всё время продолжала яростно бороться против домашних имён, и мало-помалу на них лег запрет.
Их действительно начали рассматривать как что-то незаконное, как насмешливые клички. Случилось, это не раньше XVII века.
Горностай и Грязка, и даже Износок или Опухлой, были ничуть не кличками, не прозвищами, не «дразнилками», а самыми настоящими именами.
Их признавал тогда за имена весь народ, возражала одна только церковь.
В древних грамотах поминутно встречаются то Будилко, то Неупокой, и Шумило, и Томило, даже Крик, Гам, Звяга и Бессон.
Всмотритесь в эти имена, вслушайтесь в них.
Не видится ли вам за ними душная курная изба XV и XVI веков; в ночном мраке без всяких спичек и ламп, где в непроглядной тьме, обливаясь горючими слезами, до третьих петухов, до тусклого света сквозь оконный пузырь, замученная работой молодушка долгими часами «зыбает» в колыбели своего горячо любимого, но такого безжалостного Неупокоя или Бессона?
Чего же удивляться, если она так его и назовет — Будилкой или Томилкой.
Очень понятны эти имена, и нельзя считать их странными. Они выражают не злобу, не досаду, не неприязнь, — скорее смесь нежности и отчаяния. Конечно, их давали детям любящие, но трудно живущие матери.
В Московской Руси мирские имена мало-помалу отступили перед христианскими. В конце концов во многовековой войне победу одержали — календарные крестные имена.
История фамилии Черников
Черниковы: фамилия распространена очень широко.
Она указывает на существование слова «черник», но ни в словарях, ни в письменных источниках оно не встречается.
Возможно, ведет свое начало от прозвища Черник. Вероятно, оно образовано от прилагательного черный.
(По рассказам моего дедушки Михаила, Черниковы работали на каменоломнях, были печниками, вероятно выглядели чумазыми), рядом река Чернь, город Чернь.
Любопытно: О широком распространении фамилии Черниковы, в Туле говорят факты:
Имена мануфактуристов-металлургов Черниковых они вышли из посадской среды - из купцов и мещан.
Ещё стоят здания, исторически связанные с фамилией тульских металлозаводчиков.
В Туле, пройдя ул. Девиченскую (до пересечения с Советской, бывш. Посольской) и миновав перекресток, там на исходе 18 в. находился небольшой завод А. С. Черниковой, имевший в том числе и литейную мастерскую.
Владелице его, купчихе Анне Семеновне Черниковой в 1799 г. принадлежали в этом районе два расположенных поблизости друг от друга участка с домами на них.
Там находилась каменная двухэтажная с тесовой крышей постройка, в которой, как сказано в документе той поры, "производится чугуноплавильность".
В 1839 г. принадлежал Черниковой в Туле чугуноплавильный завод.
Еще один, завод существовавший с 18 в. по крайней мере до 20-х годов 19 века, включительно и на рубеже этих столетий также принадлежавший тульским 2-ой гильдии, купцам Черниковым: братьям Никите, Федору и Петру Ивановичам и сестре их Екатерине. По утверждению владельцев, завод Черниковых был основан их дедом в 1715 г.
Согласно описанию 1799 г. на принадлежавшем им участке, находился каменный, двухэтажный с мезонином, под железной крышей дом с мастерской и складом в одном из его помещений и множество в большинстве своем каменных дворовых построек производственного назначения: двухэтажный флигель, с мастерскими в обоих этажах, точильный сарай, сарай для литья колоколов (16х11 м), кузня, каланча, "под которой вешаютца отълитыя колокола" и др.
Колокола в начале 19 в. были, по-видимому, одним из основных видов заводской продукции, в связи, с чем предприятие иногда даже называли "колокольной фабрикой".
Отлитые Черниковыми колокола находили сбыт и за пределами Тулы.
По сведениям 1826 г. на заводе кроме колоколов делали кубы, витые трубы, кастрюли, котлы и самовары.
Предприятие функционировало по крайней мере до 50-х гг. 19 в. включительно.
Наши предки жили под Тулой, самоварной столицей.
В музее Московского Кремля хранится самовар, изготовленный на фабрике братьев Черниковых в 1818 году для Александра I.
Фабрика: Никита и Константинъ Черниковы въ Туле.
В 1815 году самоварная фабрика - Егора Черникова.
Новые типы самоваров - медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы в бок.
В последних, подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды.
Не говоря уже о купцах и помещиках с фамилией Черниковы, живших в Тульской губернии.
Сохранился особняк купеческой семьи Черниковых, построенный в нач. XIX в.
В XVIII в. купцы Черниковы регистрировались как купцы 3-й гильдии, а в 1824 — по 2-й гильдии.
В Туле существовала фирма «Никита и Фёдор Иванович братья Черниковы», объединявшая несколько небольших производств.
Черниковы были заслуженно возведены в потомственные почётные граждане Тулы.
На Всехсвятском кладбище в Туле и сейчас, сохраняется их большой участок.
Мои Черниковы, крестьяне вероятно) к ним не имеют никакого отношения.
Исследование фамилии.
В 1965году была предложена методика использования фамилий в качестве аналога генетических маркеров.
Были отобраны восемь областей, сгруппированных в пять регионов:
Северный (Архангельская область), Восточный (Костромская область), Центральный (Кашинский район Тверской области), Западный (Смоленская область) и Южный (Белгородская, Курская и Воронежская области).
Фамилии заметно различаются по частоте встречаемости
Двадцать наиболее частых фамилий для каждого из пяти основных регионов.
Итог: Черных - Южный (Белгородская, Курская и Воронежская области), регион, самый высокий балл.
(Балл — порядковый номер фамилии в общем списке русских фамилий.)
«Приметные» фамилии Русского Юга: Новиков, Литвинов, Черных, Головин, Лысенко.
Полный список «общих» фамилий, встречающихся во всех пяти основных регионах исторического ареала русского народа (расположены по убыванию средней русской частоты), Чернов на 128 месте, из 250 фамилий.
«Показания» фамилий удивительно совпадают с «показаниями» генов.
Раньше у всех в деревнях были клички, это такой специфический фольклор, кличку давали всем. Даже когда давали фамилии крестьянам, то не редко давали по кличкам.
К этим прозвищам так привыкали, что забывали настоящую фамилию, и она передавалась из поколения в поколение.
Или это прозвище могло указывать на внешние особенности основателя фамилии черные волосы, смуглую кожу, темную одежду. Известно, что в древнерусском языке «черный» означало «темнокожий».
Кроме того, прилагательное черный имеет значение темный, скрытный, злой, плохой.
Поэтому прозвище Черник могло выполнять так называемую охранительную функцию и использоваться в качестве оберега.
Согласно суеверному обычаю, существовавшему на Руси, подобные прозвища присваивались детям с целью отвращения злых сил. Для того чтобы не искушать судьбу и отвести зло, детям давались прозвища со значением прямо противоположным тому, что ожидали или желали родители для детей.
В данном случае, надеясь иметь здорового, доброго, благополучного мальчика, родители могли назвать его Черником.
Так же, черным в старину называли крестьянина, регулярно платившего подати, выполнявшего повинности (в отличие от обеленного, то есть свободного от податей или повинностей. Поэтому не исключено, что прозвище Черник указывало на социальный статус предка.
Согласно еще одной гипотезе, в основу прозвища Черник легло нарицательное черник - черничная наливка. В этом случае Черником могли прозвать того, кто занимался изготовлением домашних вин и настоек. Черник, со временем получил фамилию Черников.
Ещё версия:
Профессор средневековой истории Торонтского университета Мартин Дымник (MartinDimnik) считает, что русская фамилия Черников произошла от слова Чернигов.
Название города Чернигова, по его предположению, происходит от имени языческого бога, одного из двух главных Русских богов – Чернобога и Белобога. В честь них и названы расположенные с двух сторон Киева города Чернигов и Белгород.
Если эта теория верна, то Черниковы возможно, происходят с территории современной Украины.
В документальных источниках XVI-XVII веков зафиксированы: Черник Иванов, крестьянин, 1606, Белев;
Черняк Григорий Семенов, в войске запорожском, 1569;
Черников, крестьянин суздальский, 1503.
О смене фамилий - прозвищ.
Пример ревизской сказки 1782 г. у всех крестьян написано по несколько прозвищ!
1. "Дмитрий Дмитриев по мирскому прозванию Безмозглов, в бывшей предсим ревизии написан Поляков, у него сын Афанасий по мирскому прозванию Брагин";
2. "Николай Ефимов по мирскому прозванию Заворуев, в бывшей предсим ревизии написан Обресков был".
И так почти у всех крестьян сельца!
Подобное наблюдалось с конца XVI в.
Например: Ивашко Иванов сын Кирбатов, а прозвище Голик (1618 г.); Оска Федосов сын Савин, а прозвище Ботник (1621 г.); Петрушка Некрасов прозвищем Горяйнов (1623 г.); Гришка Поликарпов сын Изместьев, а прозвище Сухово (1623 г.);
При переселении сменяли фамилию, назвавшись в честь названия речки, города, рядом с которой поселились (так было принято на Руси). ( В нашем случае река Чернь, город Чернь, Чернский уезд).
Естественно, фамилии были русифицировались. Так, предок с именем Власко, становился Власовым.
В старину при переписи, в первую очередь писали мужчин, они всегда были главнее женщин.
Потом писали зятя, затем его жену. Часто брали зятя в дом, когда не было своих сыновей. В таких случаях даже нередко фамилия тестя переходила на зятя.
Происходил естественный процесс идентификации односельчан в своём обществе, в своём мире, этот процесс шёл постоянно.
Этот процесс отражал саму суть крестьянского общежития: наряду с родовым прозванием, сельчане постоянно воспроизводили новые формы атрибуции своих земляков, закрепляли за прозванием новых ветвей им одним свойственные признаки.
И на последок:
Мою маму русскую кто то, почему то иногда принимал за еврейку).
Моя старшая дочь, проверила легенду нашей семьи о каких-то еврейских корнях, у русских это больная тема.
Сделала генный анализ, аутосомный тест ДНК (4-5 поколений вглубь), позволяющий это выявить. Кроме того, тест показывает, насколько каждая из групп представлена в процентном соотношении.
J, ответ на «еврейство» - отрицательный.
Вот результат: 92% гены из восточной Европы, 8% Финляндия (бывшая Российская империя).
Что далее подтвердилось всеми архивными материалами.
Большинство информации использовано с просторов интернета.
Больше я не заморачиваюсь идеей, узнать происхождение фамилии Черников.
Просто "копаю" в глубь и вижу, что там с именованием происходит совсем другое.
15. поколение ????????? Гурка (Гурьев), 1570-1600 ??
14. поколение Фёдор Гурка (Гурьев), 1590??-+1640?? (стр. 100)
13. поколение Олфимко (Алфимов) сын Гурьев, 1614??-+1660??
12. поколение Микитка (Никита) Алфимов сын Гуров 1620-1670 ??
Бобыльский двор: Микитка (Никита) Алфимов сын Гуров (Гурий) 1645??-на 1718 уже умер.