Не так давно на этом канале появилась статья про неоднозначного героя истории Тадеуша Костюшко и его восстание. Как оказалось, эта тема очень интересна читателям моих статей: стоит зайти в комментарии, и видишь, что там будто по сей день идут военные действия. Так что, думаю, будет целесообразным обсудить, что же последовало после описанных событий и как вообще сосуществовали Польша и Россия в составе одного государства (спойлер: не очень гладко).
1794 год. После провалившегося восстания Костюшко случился Третий раздел Польши, и страна фактически исчезла с карты мира. На основании Тильзитского мира было создано Великое Герцогство Варшавское, включившее в себя ряд польских земель, а герцогом в нем стал король Саксонии Фридрих Август I. Это государство стало французским протекторатом. Хоть герцогство и расширяло свои территории в результате военных побед, поляки в его составе рассчитывали на полной восстановление Речи Посполитой. А для этого было необходимо одержать первенство над Российской империей.
Наполеон, вторгаясь в Россию, получил отличных союзников в лице поляков. Они самоотверженно воевали в составе его армии, а их количество в какой-то момент превысило 120000 человек. Однако, как мы знаем, французская армия потерпела поражение, а Варшавское герцогство оказалось занято русскими солдатами.
Александр I учредил временный верховный совет для управления делами герцогства. Во главе учреждения был поставлен генерал-губернатор Ланской. По Венскому конгрессу, Россия включила в свой состав немалую часть земель герцогства и назвала их Царством Польским, так как места эти населены были по большому счету именно поляками. И этот фактор еще даст о себе знать в последующие годы.
Население новых территорий составляло 2,7 миллиона человек. За 10 дут эта цифра увеличилась до 4 миллионов. Территории эти были с плохими дорогами, старыми крестьянскими жилищами (даже в городах) и заброшенными полями. Чтобы исправить это положение, Александр I распорядился все налоги, собираемые в Царстве Польском, пускать исключительно на их собственные нужны. Из Петербурга тоже активно шло финансирование восстановления разрушенных земель.
Был учрежден Польский Национальный банк, который выдавал дешевые кредиты местному производству и тем самым помогал бурному развитию всех отраслей хозяйства. Активно строились шоссе и каналы. Пошлины на ввоз европейских товаров в Царстве Польском были ниже, чем в других регионах империи, отчего многие производители и торговцы предпочитали именно этот рынок. А уже оттуда большое число экспортных предметов продавалось в России, с чего поляки получали дополнительную прибыль. Варшава со временем стала мощным торгово-промышленным центром.
Большой прогресс наблюдался и в польском образовании. В Варшаве было открыт первый в стране университет с естественно-научными кафедрами. Стали не редко приезжать профессора из других государств Европы, а студенты отправлялись за счет казны в ведущие европейские столицы. В провинциальных городах тоже открывались количестве гимназии и училища, а также пенсионы для воспитания девиц и военные школы.
В 1815 году Царство Польское получило собственную Конституцию. Причем такого важного элемента не было даже у самой Российской империи. Согласно ей, исполнительная власть принадлежала российскому императору, который одновременно был польским королём, а законодательная распределялась между ним и сеймом. Высшим правительственным органом назначался Государственный совет, а управление осуществлял назначенный королём наместник. Территории получали право на административное и судебное делопроизводство на польском языке, жителям гарантировались неприкосновенность личности, свободы слова и печати. Была сформирована собственная армия, причем исключительно из польских уроженцев,- всего порядка 30000 солдат и офицеров, многие из которых уже имели боевой опыт в рядах французских войск, и сражались против России. Но использовать эти силы можно было исключительно в пределах Царства Польского. Фактически, это было государство в государстве, даже имеющее больше привилегий перед «метрополией».
Первым королевским наместником стал генерал Зайончек. Однако это был странный выбор, учитывая, что когда-то он сражался под знаменами Костюшко и Наполеона. В обществе начались перешептывания о возможных изменениях.
Во-первых, у поляков возникла надежда на то, что аналогичные конституции будут появляться и в других регионах, особенно их интересовали белорусские и литовские земли. Чем больше, по их мнению, они получат свободы в действиях, тем скорее может произойти воссоединение Речи Посполитой. Не отрицал этого и Александр I, хоть и явно давал понять, что случиться это может лишь под его контролем.
Появились и радикалы, требующие еще большего расширения прав. Здесь император уже начал испытывать раздражение. В 1820 году во время второго сейма большинство правительственных законопроектов было отклонено. По Царству прошлась волна арестов участников тайных организаций.
Когда к власти пришел император Николай I, противоречия обострились. Новый государь был не так либерально настроен, отчего поляки испугались, что могут лишиться и того, что имеют. В 1830 году случилось восстание под лозунгом восстановления независимой «исторической Речи Посполитой». Русские войска были отправлены на подавление выступлений, и боевые действия затянулись почти на год. В сентябре 1831 года генерал Паскевич штурмом взял польскую столицу и отправил Николаю I донесение: «Варшава у ног Вашего Величества».
Наказанием стал Органический статут Царства Польского 1832 года. Регион объявлялся нераздельной частью российского государства. Сейм и польская армия упразднялись. Радикально настроенные представители шляхты переселялись в центральные губернии Российской империи. Активные участники восстания отправлялись в эмиграцию. Варшавский университет был закрыт. Все преподавание переводилось на русский язык. Официальной валютой теперь стал российский рубль.
Также Николай I подтвердил Учредительную Хартию. Польская армия не участвовала ни в одной из войн, которые вела Россия в последующие годы. Император, по его собственному выражению, «не требовал от Польши ни казны, ни войска». Хотя, вероятно, он просто не хотел давать полякам оружие и возможность перейти на противоборствующую сторону.
В 1835 году Николай I, находясь в Варшаве, сказал: «Если вы будете упорствовать в своих мечтаниях о национальной обособленности, о независимости Польши и тому подобных фантазиях, вы навлечёте на себя величайшее несчастие. Я устроил здесь цитадель. Говорю вам, что при малейшем волнении я прикажу стрелять в город, обращу Варшаву в развалины и, конечно, не отстрою её».
Когда императором стал Александр II, в Царстве Польском почувствовали явное смягчение государственной линии. Было разрешено открыть в Варшаве Медико-хирургическую академию и Земледельческое общество. На свободу вышли многие заключенные. Цензура газет и книг стала свободнее.
Но вместе с этим вновь стали расти и революционные настроения. Возглавивший гражданскую администрацию Александр Велепольский вернул в школы польский язык, добился открытия высшего учебного заведения, заменил барщину оброком, уравнял евреев в правах.
В 1863 году началось новое польское восстание. Спустя полтора года противостояний бунтовщики вновь потерпели поражение. Руководители и активные участники были казнены, а тысячи имевших отношений к выступлению отправились в ссылку и на каторгу.
Петербург, опасаясь новых волнений, продолжал сохранять на территории Царства военное положение. Административная автономия сокращалась до минимума. В официальной документации термин «Царство Польское» заменялся на «Привислинский край». В администрации, судопроизводстве и преподавании вводилось обязательное употребление русского языка.
При Александре III в Царстве стала проводиться жесткая русификация, первыми под волну которой попали Варшавский университет, а затем средняя и начальная школы.
Однако противоречия не прекращались. Последнюю попытку умиротворить Царство Польское предпринял Николай II. Он пообещал после победы в Первой Мировой войне присоединить к региону польские земли, которые будут отняты у Германии и Австро-Венгрии. Он намеревался (по крайней мере, на словах) образовать автономное государство, находящееся в союзе с Российской империей. Часть поляков вступила в ряды русской армии, но и были и те, кто воевал на стороне Германии, ища там поддержки в освобождении своего государства.
К 1915 году территория Царства Польского была оккупирована немецкими войсками. Де-факто его история завершилась уже тогда, а де-юре это было зафиксировано чуть позже. В 1918 году Польша обрела независимость и первым делом поставила перед собой задачу вернуться к границам 1772 года. И, конечно, уже не в составе Российской империи.